Какие виды поддержки могут получить самозанятые в 2022-2023 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие виды поддержки могут получить самозанятые в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).

Условия получения помощи

Ещё для работы в личных подсобных хозяйствах нельзя привлекать наемных рабочих.

Рассматриваемый участок должен иметь сельскохозяйственное назначение. То есть, он не может относиться к полевым землям, на которых запрещено строить дома. А на сельскохозяйственных территориях правомерно возводить такие объекты. Но эти постройки должны быть для одной семьи – не более.

Каким грантополучателям отдадут предпочтение на конкурсе?

По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.

1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:

  • развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
  • развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
  • иные виды деятельности – 0 баллов.

2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:

  • имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
  • документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
  • планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
  • иное – 0 баллов.

3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:

  • от 4 и более голов – 2 балла;
  • от 1 до 3 голов – 1 балл;
  • отсутствует – 0 баллов.

4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)

  • кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
  • кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
  • корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;

5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:

  • организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
  • через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
  • иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.

6. Размер запрашиваемого гранта:

  • не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
  • от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
  • от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.

7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:

  • от 30 процентов затрат – 2 балла;
  • от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
  • не более 15 процентов – 0 баллов.

8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:

  • постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
  • постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
  • планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.

9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:

  • 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
  • 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
  • иное – 0 баллов.

Кому положено и кто может получить социальный контракт на развитие подсобного хозяйства.

Гражданин России может обратиться за безвозмездной субсидией на подсобное хозяйство.

Условия для получения средств для этих целей являются:

  • прописка в регионе, где планируется развивать личное подсобное хозяйство (если имеется только временная регистрация, а постоянно человек прописан в другом регионе, потребуется предоставить справку об отсутствии заключенного соцконтракта из соцзащиты по месту основной прописки);
  • наличие в пользовании земельного участка;
  • регистрация в качестве самозанятого;
  • уровень дохода за последние 3 месяца ниже прожиточного минимума по региону проживания (если подсобным хозяйством будет заниматься целая семья, рассчитывают среднедушевой доход на каждого члена семьи, включая детей).

Как получить субсидию от государства и банковский кредит на ЛПХ?

Материальные средства в виде субсидий, выдаваемые государством для ведения ЛПХ, могут возмещать расходы на посевной материал, скот, технические средства и пр. Средства господдержки в состоянии покрыть издержки фермера и частично, и полностью. Субсидирование происходит как на федеральном, так и на региональном уровне.

В местной администрации необходимо проконсультироваться с чего начать оформление субсидии. Чиновники подскажут, что кроме соответствующего заявления нужно будет подготовить пакет необходимых документов.

Перечень деловых бумаг зависит от региональных требований и вида материальной помощи. Ее ждать долго не придется, но все зависит от наполненности местной казны, особенностей региональной политики и иных факторов.

Законодательная база 2021 год

Согласно ст. 7 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», разработаны меры, которые призваны помочь людям, ведущим ЛПХ.

Во втором пункте прописан реестр направлений, по которым государство вправе помочь землесобственникам:

  • Стимулирование развития ЛПХ – для этого создаются экологические, социальные, организационно-правовые условия.
  • Предоставление материально-технических, финансовый ресурсов и научно-технологической помощи.
  • Мероприятия по повышению качества племенных и продуктивных сельскохозяйственных животных.
  • Формирование инфраструктуры (проведение энерго- и водоснабжения, подъездных путей, а также обеспечение средствами связи и т. д.).
  • Организация обслуживающих, перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов.
  • Бесплатная ветеринарная помощь для животных подсобного хозяйства.

Данный закон дает право конкретным территориальным субъектам принимать и иные меры, направленные на развитие ЛПХ.

Всё это особенно важно в период санкций, так как данные мероприятия стимулируют развитие российских подсобных хозяйств, способствуют быстрейшему импортозамещению.

Какие налоги придется платить

Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата — земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.

По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:

  1. Площадь земельного участка не должна быть больше установленной законом № 112-ФЗ. Допустимый размер участка ‑ 0,5 га, если по решению местной администрации не выделен надел большего размера.
  2. Личное подсобное хозяйство ведется без привлечения наемных рабочих.

Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.

Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  • Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт и т.п. и продавать его оптом или в розницу, вас могут обязать уплатить налоги. Удобрения не считаются продуктом животноводства, их производство рассматривается как результат предпринимательской деятельности, и, следовательно, подлежит налогообложению. Также законодатель не относит дерн и почвенные смеси к продуктам растениеводства.
  • Для получения освобождения от налогов нужна справка только из администрации населенного пункта или правления некоммерческого объединения (садоводческого, дачного). Документ, выданный другой организацией, недействителен.
  • От налога освобождаются только доходы от продажи продукции, произведенной в ЛПХ. Если вам удастся получить государственную субсидию — налоги придется платить. Не облагаются суммы, полученные из бюджета на возмещение процентов по целевому кредиту, остальные средства по субсидиям подлежат налогообложению.

Можно ли построить дом в зоне ТСХ-1 и ТСХ-2

Допустим вы хотите заказать новообразование участка под ЛПХ и арендовать его. Очень мне удобны зоны ТСХ-1 и ТСХ-2. В интернете нахожу, что в ТСХ-2 разрешено ЛПХ и строительство жилых построек, но в Администрации говорят что можно только в ТСХ-1, хотя нигде не написано что разрешены жилые постройки в ТСХ-1. Давайте разбираться.

ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ВРИ ЛПХ предполагает строительство на таком участке ИЖД с учетом требований градостроительных норм и правил. Открываю ПЗЗ своего района — Цели выделения зоны — сохранение и развитие существующих сельскохозяйственных предприятий и обеспечивающих их инфраструктур, с целью предотвращения их использования для других видов деятельности ДО ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Открываю страницу 112 — Основные и условно разрешённые виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: Основные виды разрешённого использования — для размещения личных подсобных хозяйств.

Таким образом, полагаю, что в Администрации меня не обманули. Однако предостерегу вас, что в отсутствии отлаженного правового механизма регулирования изменения таких зон и их регистрации в Росреестре, можете столкнуться с определенными трудностями связанными с работой административного органа и затягиванием времени.

Сельскохозяйственная микроперепись 2021 года

Организовать ЛПХ можно на приусадебной земле или за чертой населенного пункта — на полевом участке. Размер земельного участка устанавливают органы местного самоуправления на основании норм, действующих в определенном субъекте РФ. На приусадебном участке можно возводить жилье и другие постройки. Правда в некоторых регионах есть ограничения на застройку жилыми домами — не более 10% площади. На полевых землях запрещено строить капитальные дома, но допускается установка теплиц, загонов, сараев и т. п.

Читайте также:  Я пенсионер с 2023 года постояно приходит налог на имущество физических лиц

Согласно ч.5 ст. 4 ФЗ о ЛПХ ограничена площадь ЛПХ — участок одного подсобного хозяйства не должен быть больше 0,5 га. Региональные власти имеют право увеличить размер участка в 5 раз (например, для Ленинградской области — это 0,99 га).

Если размер надела больше максимально допустимого (50 соток), лишняя часть должна быть отчуждена. В ином случае придется оформлять не личное подсобное хозяйство, а ИП или крестьянское (фермерское) хозяйство. Городские жители также могут получить землю используя описанную выше схему, если в выбранном населенном пункте есть свободные земли.

После сбора документов вы можете с полным правом начинать развитие подсобного хозяйства и, при желании, извлекать доход от продажи продукции. После получения в администрации населенного пункта постановления, подтверждающего, что вам переданы земли сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства, вы имеете право:

  1. Выращивать любые сельскохозяйственные культуры.
  2. Устанавливать теплицы любой площади.
  3. Содержать сельскохозяйственных животных.
  4. Разводить домашнюю птицу.
  5. Содержать пасеку.

Прежде всего, следует определиться с видом занятий. При наличии опыта жизни в деревне, проблем с выбором не будет, городским жителям лучше начинать с садоводства и огородничества или разведения домашней птицы. Составьте план действий и приступайте к закупке посадочного материала, молодняка птицы или животных.

Вы имеете право обрабатывать свою землю самостоятельно или с привлечением родственников любой степени родства. Не родственники могут вовлекаться в процесс при условии, что они проживают вместе с вами.

Даже своими руками вы сможете обеспечить стабильный доход. Вот несколько вариантов прибыльной деятельности в ЛПХ.

Россиянам запретят держать скот в личных подворьях

На основании паспорта надела специалисты проведут комиссию по утверждению границ и при положительном решении передадут его в собственность или же аренду. Действительным считается исключительно постановление главы районной администрации о переходе права владения.

Документы подают (перечень описан в следующем разделе) в кадастровую палату.

Допускается выращивать любые виды культур. Используйте под теплицы любое количество площади. Кроме выращивания овощей и фруктов разрешено заниматься разведением сельскохозяйственной живности всех видов, птицы и пчел, поэтому ограничений для бизнес-идей нет.

Имеете право заниматься разведением мелкого рогатого скота, птицы, в том числе цыплят-бройлеров, страусов, или же сосредоточиться на органической продукции.

Учитывайте, что в законе прописано: натуральное хозяйство создают для удовлетворения потребностей в пищи владельца и его семьи. И продавать разрешено исключительно излишек выращенных продуктов.

Часто люди путают крестьянское фермерское хозяйство и личное подсобное.

Разобраться поможет таблица отличий:

Вид деятельности/отличия КФХ ЛПХ
Налогообложение Есть уплата налогов, поскольку КФХ — предпринимательская деятельность. Не предпринимательская деятельность, нет уплаты налогов.
Членство Предусматривает. Членами могут стать родственники из максимум трех семей. Также возможно привлечение граждан, не стоящих в родстве с главой КФХ (не больше 5 человек). Членство не предусмотрено.
Регистрация Обязательна. Не требуется.
Назначение Цель – продажа выращенной продукции. Цель – обеспечение продуктами семьи.
Размер земли Предоставляется государством – максимальный размер 5 га. Находится в собственности КФХ – площадь не ограничена. Максимальный размер, допустимый для всех – 0,5 га. В отдельных случаях возможно увеличение до 2,5 га.

Тема вызывает немало вопросов у обывателей, поэтому на форумах создано не одно обсуждение.

Разрешим наиболее спорные моменты.

Если дом построен по закону на территории в пределах населенного пункта и ЛПХ ведется на приусадебном земельном наделе, вы имеете полное право прописаться в выстроенном доме, введенном в эксплуатацию согласно Жилищному кодексу РФ.

Развиваем сельское хозяйство. Как оформить ЛПХ и получить субсидию?

Одно из самых популярных направлений для заключения социального контракта — единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Этот вид помощи особенно востребован в сельской местности.

Например, в Башкирии за 6 лет действия программы социального контракта 98% граждан-участников заключили соцконтракт именно на развитие ЛПХ.

Минтруд решил выделить развитие подсобного хозяйства в отдельный вид соцконтракта. Это значит, что с 2021 года для оказания материальной помощи по этому направлению регионы будут получать федеральные субсидии по отдельной статье. Это поможет увеличить объемы поддержки и количество участников программы.

В рамках соцконтракта людям помогают приобрести домашний скот, птицу, пчел, саженцы, кормовою базу, удобрения и т. д. Кроме того, средства могут быть выделены для покупки сельскохозяйственного инвентаря и техники для обработки приусадебных участков.

Единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства выдается при соблюдении следующих условий:

  • В семье трое или более детей младше 18 лет (или обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения – до окончания ими обучения, но не старше 23 лет).
  • У граждан должен быть в собственности земельный участок, который можно использовать для ведения ЛПХ.
  • У заявителей нет задолженности по земельному налогу.

Размер единовременной помощи зависит от фактической потребности семьи в деньгах, при этом сумма выплаты не может быть больше 50 тысяч рублей. Такая государственная помощь может быть предоставлена не чаще одного раза в три года.

Каждый регион может развивать свои направления, адаптированные под потребности местного населения.

  • Например, в 2020 году в Липецкой области первые пять соцконтрактов были заключены с гражданами, которые займутся разведением клубники для известного в регионе производителя фруктовых йогуртов.
  • В Тыве была запущена программа, по условиям которой люди получают земельный надел и 200 голов овец, а через год передают их в пользование другим нуждающимся, оставляя себе приплод. Благодаря этой программе 416 семей больше не находятся за чертой бедности.

С 2021 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям. Список необходимых документов каждый регион утверждает самостоятельно, он будет различаться в зависимости от вида гранта, на который претендует фермер.

Аграрное производство – дело довольно сложное, трудоемкое и ресурсозатратное. Особенно это ощущается в ЛПХ, где вся деятельность осуществляется силами членов семьи, так как ЛПХ не может быть работодателем, согласно закону. Упростить основные операции помогает модернизация, которая, однако, далеко не каждому жителю сельской местности по карману.

Таким образом, при соблюдении несложных предусмотренных законом правил лицо, ведущее личное подсобное хозяйство, может претендовать на субсидию. Госпосмощь предусматривается в разных направлениях деятельности и на различные нужды мелкого сельского хозяйства. Конкретные правила получения денежных средств, порядок и размеры денежных выплат можно узнать непосредственно в региональных госорганах и органах местного самоуправления.

  • повышение доходности сельского хозяйства;
  • освоение заброшенных земель;
  • частичное или полное возмещение затрат на покупку сельскохозяйственных животных, техники и т.д.;
  • производство натуральных продуктов;
  • развитие предприятий в деревнях, селах и других поселениях;
  • рост конкурентоспособности российских продуктов на мировом рынке;
  • замещение импортной продукции.
  • Единовременная субсидия. Как правило, ее предоставляют на строительство, приобретение жилых зданий, а также на приобретение транспорта и проведение коммуникаций.
  • Средства на возмещение определенной части затрат. Можно потратить только на обновление, улучшение хозяйства.
  • Грант на развитие КФХ. Предоставляется на покупку сельскохозяйственных угодий, строительство с/х зданий, проведение систем коммуникаций. Требует строгой отчетности.
  • Компенсация расходов на строительство с/х объектов.
  • Субсидирование лизинга, взятого для покупки с/х оборудования и техники.

С зимы текущего года начала действовать программа выдачи кредитов фермерам по льготным ставкам (5% годовых). Банк выдаёт заёмные средства, после чего получает компенсацию от государства в размере 100% ключевой ставки, то есть Правительство уплачивает проценты за владельца КФХ. Список участвующих в проекте банковских учреждений утверждён Министерством сельского хозяйства. Условиями же для заёмщика являются:

  • освоение заброшенных или пустующих участков земли;
  • создание новых рабочих мест и направлений работ;
  • повышение уровня заработных плат в отрасли;
  • расширение сырьевого рынка;
  • замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.

Меры государственной поддержки – 2021

Понятие личного подсобного хозяйства установлено положениями Федерального закона № 112 от 7.07.2003. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта, под ЛПХ понимается особая форма непредпринимательской деятельности, направленной на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

  • формирование всей необходимой инфраструктуры в непосредственной близости от ЛПХ (в частности, средства связи, транспортное сообщение, обеспечение электричеством, газом и водой и т.д.), а также на формирование сельскохозяйственных кооперативов, позволяющих облегчить процедуру переработки и сбыта произведенной продукции;
  • создание организационно-правовых, экологических и социальных условий, позволяющих обеспечить нормальное функционирование ЛПХ, а также предоставление владельцам таких хозяйств доступа к научным разработкам и технологиям.

Областными администрациями определены следующие категории граждан, имеющих право получать социальные и страховые выплаты, а также помощь на ведение ЛПХ:

  • достиг 18 лет;
  • имеет среднее специальное или высшее образование с сельскохозяйственной специализацией;
  • при отсутствии специального образования может иметь свидетельство об окончании специализированных курсов, либо наличие документов, подтверждающих работу не менее 3-х лет в качестве главы КФК;
  • зарегистрирован в налоговом органе в качестве предпринимателя.
    Фермерское хозяйство считается начинающим и может быть выдвинуто на конкурс для соискания грантов при его полном соответствии положениям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2021 г.

Законодательная база 2021 год

Согласно ст. 7 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», разработаны меры, которые призваны помочь людям, ведущим ЛПХ.

Читайте также:  Сколько можно сидеть на больничном 2023 по закону без перерыва

Во втором пункте прописан реестр направлений, по которым государство вправе помочь землесобственникам:

  • Стимулирование развития ЛПХ – для этого создаются экологические, социальные, организационно-правовые условия.
  • Предоставление материально-технических, финансовый ресурсов и научно-технологической помощи.
  • Мероприятия по повышению качества племенных и продуктивных сельскохозяйственных животных.
  • Формирование инфраструктуры (проведение энерго- и водоснабжения, подъездных путей, а также обеспечение средствами связи и т. д.).
  • Организация обслуживающих, перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов.
  • Бесплатная ветеринарная помощь для животных подсобного хозяйства.

Данный закон дает право конкретным территориальным субъектам принимать и иные меры, направленные на развитие ЛПХ.

Всё это особенно важно в период санкций, так как данные мероприятия стимулируют развитие российских подсобных хозяйств, способствуют быстрейшему импортозамещению.

В законодательной базе сказано, что документально ЛПХ оформлять не нужно. Начало ведения хозяйственной деятельности на конкретном участке правомерно с того времени, когда гражданин становится землевладельцем и регистрирует эту территорию на себя.

Кредит на открытие индивидуального хозяйства

Взять кредит на развитие личного подсобного хозяйства можно в нескольких банках страны, таких как Россельхозбанк, Сбербанк, «Чуваккредипром», «АК Барс»Банк и другие. Россельхозбанк предлагает кредит на развитие ЛПХ со следующими условиями:

  • процентная ставка от 13 до 15,5% в зависимости от срока покрытия кредитных обязательств,
  • сумма 1-1,5 млн. рублей,
  • возрастные требования: от 23 до 65 лет,
  • гражданство России,
  • стаж работы в сельской местности от 1 года, это и касается и датирования записей в похозяйственной книге,
  • документы, связанные с ведением данного рода трудовой деятельности: счета, накладные, квитанции, акты-приема передачи техники, оборудования и т.д., информация о гос. регистрации собственности
  • персональные данные заемщика.

В Сбербанк можно также получить подобный заем:

  1. процентная ставка 17%,
  2. сумма от 15 до 300 тыс. руб сроком до двух лет и от 15 до 700 тыс. руб. сроком до 5 лет,
  3. возрастные требования: от 21 до 70 лет,
  4. гражданство России,
  5. стаж работы в сельской местности от 1 года, это касается и датирования записей в похозяйственной книге,
  6. документы, связанные с ведением данного рода трудовой деятельности: счета, накладные, квитанции, акты-приема передачи техники, оборудования и т.д., информация о гос. регистрации собственности
  7. персональные данные заемщика.

I. Личные подсобные хозяйства в IХ-ХХ веках

Еще до образования Древнерусского государства Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.

Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.

В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.

До конца ХVI века большинство крестьян не было закрепощено. Они свободно владели своими землями, выплачивали князю посошную подать. Землевладение таких крестьян (их называли черносошными) преобладало.

Только 10 декабря 1497 года был определен срок возможного перехода крестьянина к другому князю — осенний Юрьев день. До этого переход осуществлялся свободно в течение всего года.

В дальнейшем государством принимались все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле, а после отмены в ХVI веке «Юрьева дня» они стали полностью крепостными (разрешался их розыск и принудительное возвращение).

С появлением на Руси вотчин (наследственных, выслужных и купленных), а затем и поместий (поместный оклад служивым людям дворянского сословия в виде земельного участка) земли черносошных крестьян стали сокращаться. Такое положение существовало вплоть до принятия Александром II 19 февраля 1861 года Манифеста, отменившего крепостное право.

В ходе этой реформы каждому селению был отведен в натуре так называемый душевой надел. Крестьяне имели право выкупать эти наделы, а до выкупа надел поступал селению в общинное, а иногда в подворно-наследственное пользование за особые повинности или оброки тем помещикам, из земель которых эти наделы были выделены.

На основании Именного высочайшего указа Николая II от 9 ноября 1906 года (Столыпинская реформа) крестьянину было предоставлено право выйти из общины со своим наделом и образовать хутор или отруб. Выделение хуторов и отрубов было прекращено постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля) 1917 года.

По Декрету о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную (это зависело от решения отдельных селений и поселений). В результате к 1922 году было создано 3,3 тысяч коммун, 10,2 тысяч сельскохозяйственных артелей, 2,5 тысяч товариществ по совместной обработке земли, 4,4 тысяч совхозов и их общая площадь оставила 3,5 миллиона гектаров, или 3,2 процента от сельскохозяйственных земель страны. Как видно из этих данных, подавляющая часть крестьян не спешила встать на путь коллективизации, а вела личное хозяйство.

В соответствии с директивами ХV съезда ВКП(б) в 1928 году начался период сплошной коллективизации с соблюдением классового принципа отвода земель. Колхозам отводились лучшие по качеству и ближе расположенные к селам земли, землепользования кулаков ограничивались минимальной потребительской нормой, а при их выселении земли прирезались колхозам. К 1937 году в колхозы и совхозы было вовлечено 93 процента от общего количества крестьянских единоличных хозяйств.

Крестьяне получили право иметь небольшой по площади (менее 0,5 гектара) приусадебный участок для ведения личного хозяйства, а все остальные земли закреплялись за колхозами и совхозами. Такая модель землепользования просуществовала (с некоторыми изменениями) до 1991 года, когда в ходе земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов землю отдали в общую долевую собственность (разделили на условные земельные доли между сельскими жителями).

В советское время на разных этапах развития страны устанавливались различные ограничения на ведение личного хозяйства. Так, в 1950-1970-х годах устанавливалось предельное поголовье скота, и даже количество плодово-ягодных насаждений, которые разрешалось иметь. Вводился обязательный план сдачи государству молока, мяса, яиц, картофеля и т.д. Было установлено и непосильное налоговое бремя, которое делало экономически невыгодным ведение личного хозяйства.

До 1991 года размер приусадебного участка зависел от вида деятельности гражданина.

Если колхознику выделяли до 0,50 гектара, то постоянному рабочему и специалисту совхоза — до 0,30 гектара, сельскому врачу, учителю, почтальону или продавцу — до 0,25 гектара, сельскому жителю (работающему в других отраслях народного хозяйства) — до 0,15 гектара. Такая иерархия строго соблюдалась, и в случае увольнения из колхоза или совхоза приусадебный участок «обрезали» до 0,15 гектара, а у городских жителей, купивших или получивших по наследству жилой дом в сельской местности, — до 0,06 гектара (статьи 60, 66 и 73 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие Законом РСФСР от 1 июля 1970 года).

Земельный кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года, устранил такую дискриминационную норму, применяемую к гражданам, занимающимся разными видами деятельности. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, органами местного самоуправления стали устанавливаться одинаковыми для всех без исключения граждан (ст.36). Эта же норма повторена и в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ст.33).

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в комментируемой статье, имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1 комментируемой статьи) и деятельностью по реализации этой продукции (п.4 настоящей статьи). Кроме того, в пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, т.е. от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

Прямо рассматриваемый Федеральный закон не устанавливает, каким может быть соотношение доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его семьи и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются личным подсобным хозяйством на любом праве (п.5 ст.4 Закона).

О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст.3 Закона) и не облагается подоходным налогом.

В соответствии с подпунктом 13 части первой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления гражданином документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем гражданину или членам его семьи земельном участке, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и(или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Эта правовая норма поставила точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено в колхозном дворе). Комментируемый Федеральный закон не вводит понятий «глава» и «члены личного подсобного хозяйства». Оно ведется гражданином на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном им для этих целей совместно с членами его семьи. При этом допускается, что член семьи может и не проживать совместно с этим гражданином.

Читайте также:  Срок сдачи расчета по страховым взносам в 2023 году за полугодие

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.

Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно пунктам 1 и 2 статьи 245 и пунктам 1 и 3 статьи 252 ГК РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно статье 253 ГК РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка).

Однако данные нормы гражданского законодательства входят в некоторое противоречие с земельным законодательством. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, должна быть в собственности гражданина, которому принадлежит земельный участок, предоставленный и(или) приобретенный им.

Таким образом, законодательство допускает три вида собственности на сельскохозяйственную продукцию, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства:

1) совместную собственность гражданина и членов его семьи (ст.253 ГК РФ);

2) долевую собственность гражданина и членов его семьи (статьи 245 и 252 ГК РФ);

3) собственность гражданина, права которого на земельный участок пр��шли государственную регистрацию (статьи 40 и 41 ЗК РФ) или совместную собственность этого гражданина и его супруги (ст.256 ГК РФ).

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Норма пункта 1 комментируемой статьи учитывает положение пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которым собственник земельной доли вправе требовать выдела земельного участка в счет этой земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения для создания и расширения личного подсобного хозяйства. Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой сельских и городских поселений.

Поэтому в статье 4 рассматриваемого Федерального закона вполне логично установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселения (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Согласно статье 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается по инициативе заказчика (гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство) и за его счет в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора и утверждается заказчиком. Утвержденная проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.

Согласно статье 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство — это документ, удостоверяющий право собственника, владельца, пользователя или арендатора земельного участка осуществить застройку этого земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения, сооружения, благоустройство территории.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления на срок не более чем три года на основании заявления заказчика. Подготовку документов для выдачи разрешения на строительство осуществляют органы архитектуры и градостроительства.

Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:

1) несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;

2) несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.

Если строительство жилого дома, другого здания, строения, сооружения будет осуществлено без получения разрешения на строительство или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил, то в соответствии со статьей 222 ГК РФ такое строительство является самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не сможет зарегистрировать на нее право собственности, а также не вправе ею распоряжаться (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет, кроме случаев, когда право собственности на самовольную постройку признается судом. Такое решение суд может принять при условии, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя, навесы для защиты от дождя, мелиоративные сооружения возводить можно. При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае возведения временных сооружений получать разрешение на строительство не требуется.

4. В пункте 4 комментируемой статьи воспроизведена норма пункта 1 статьи 33 ЗК РФ о том, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом по порядку предоставления таких земель сделана отсылка к земельному законодательству. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей не устанавливаются, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 21 и пунктом 2 статьи 20 ЗК РФ после введения в действие ЗК РФ предоставление новых земельных участков гражданам на этих правах не допускается (т.е. после 30.10.2001).

Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 28-33 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В законодательстве Российской Федерации таких случа��в не установлено, а в субъектах Российской Федерации этот вопрос решается по-разному. Например, Закон Ивановской области от 31.12.2002 N 111-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам» разрешает предоставлять земельные участки бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства вынужденным переселенцам, гражданам, создавшим семьи и нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, имеющим земельные участки, права на которые не были ими оформлены и зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществляться без предварительного согласования места его размещения, т.е. согласно пункту 2 этой же статьи — только на торгах (конкурсах, аукционах). Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не допускается, а передача в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых на торгах (конкурсах, аукционах) для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии со статьей 38 ЗК РФ и статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации детализированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

5. Пункт 5 статьи 4 предписывает субъектам Российской Федерации своими законами устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

В случае, если этот максимальных размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение «сверхнормативной площади» (продать, подарить, отказаться, передать в аренду), либо в этот же срок осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или государственную регистрацию в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.

Введение такого ограничения максимального размера общей площади личного подсобного хозяйства продиктовано логикой недопущения создания суперкрупных личных подсобных хозяйств, использующих на праве собственности или аренды десятки и даже сотни гектаров для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.

Поддерживает ли государство владельцев ЛПХ?

Согласно статье 7 того же закона 112 ФЗ меры поддержки граждан, занятых в ЛПХ, определяются органами местного самоуправления. Наряду с этим законодательством РФ предусмотрены следующие направления государственной поддержки таких граждан:

  • В виде формирования необходимой обслуживающей инфраструктуры (подъездных путей, энерго- и водоснабжения, средств связи и т. п.), содействия организации потребительских сельхозкооперативов торгового (сбытового), перерабатывающего, обслуживающего и прочего характера.
  • В виде стимулирования развития сети ЛПХ с помощью создания условий социального, организационно-правового и экологического характера. В частности, владельцам ЛПХ, а также обслуживающим их организациям (например, сельскохозяйственным кооперативам) на возвратной основе ведется предоставление ресурсов финансового и материально-технического характера, а кроме того — технологий и необходимых научно-технических разработок.
  • В виде осуществления необходимых мероприятий, ведущих к улучшению качества сельских племенных животных, организации их искусственного осеменения.
  • Также — ежегодного бесплатного ветеринарного осмотра скота с организацией ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями среди животных.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *