Понятие фонда капитального ремонта и способы формирования данного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие фонда капитального ремонта и способы формирования данного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальный банковский счет – это понятие, которое используется в сфере жилищного законодательства для оптимизации процесса ремонта и строительства. Это банковский счет, включающий в себя все материальные ценности фонда по осуществлению капитального ремонта многоквартирного дома.

Понятие «специальный счет»

Использовать активы можно для внесения оплаты за услуги и работы, которые выполняются в процессе создания проектов и инженерской документации, капитального ремонта, для погашения всевозможных кредитных и заемных сумм, для оплаты за проведение строительного контроля.

Специальный банковский счет позволяет полностью покрыть все затраты, которые несут жильцы дома и создатели соответствующего фонда.

За финансовый счет фонда, который создан для проведения полноценного ремонта многоквартирных домов, учитывая жилищное законодательство, могут выполняться следующие виды услуг:

  • восстановление любых внутренних инженерных и коммуникационных систем, которые предназначены для снабжения дома электричеством, тепловыми ресурсами, водой, бытовым газом, а также систем водоотведения;
  • реконструкция или замена стройматериалов на поверхности крыши;
  • восстановление фасада здания;
  • ремонт или же полная замена лифтовой техники, которая была официально признана непригодной для оптимальной эксплуатации жильцами дома;
  • реконструкция и ремонт подвальных помещений, которые являются общим совместным имуществом для всех жильцов;
  • ремонт и восстановление фундаментных конструкций;
  • всевозможные работы, которые предусмотрены государственным законодательством.

Помимо осуществления ремонтных и реконструкционных работ, деньги фонда по капитальному ремонту могут использоваться в иных целях. Для этого конкретный дом должен быть признан непригодным для жилья, аварийным, а также подлежащим для последующего сноса. В таком случае все финансы, собранные на специальный счет будут направлены на уплату работ по сносу и реконструкции дома.

Выбор регионального оператора

Процесс выбора регионального оператора осуществляется на конкурсной основе, а также при условии принятия общего соглашения на утверждение конкретного оператора в качестве владельца специальным счетом для формирования фонда по осуществлению полноценного ремонта здания. Выбранный региональный оператор обязан в полной мере выполнять следующие функции:

  • капитализировать все финансовые взносы граждан и юридических лиц, предназначенных для проведения ремонта многоэтажных зданий;
  • открывать банковские счета на собственное имя, а также контролировать и совершать все финансовые операции в его отношении;
  • производить заказ и финансировать все работы, необходимые для совершения капитального ремонта.

Фонд капительного ремонта многоквартирных домов предназначен для проведения ремонтных работ. Основным отличием капительного ремонта от текущего является тип и объем работ. Кроме того они различаются источником финансирования.

За проведение текущего ремонта отвечает УК или ТСЖ. Он проводится на средства, перечисленные собственниками. А капитальный ремонт организуется региональным оператором на средства из ФКР.

Фонд капительного ремонта можно назвать своеобразной «копилкой», в которую собираются средства на проведение полного ремонта в многоквартирном здании. Для каждого дома создается отдельный фонд.

Актуальность темы судебных разборок СРО и региональных Фондов капитального ремонта растет вместе с суммарным размером исковых требований. И сколько бы не появлялось на эту тему публикаций, всегда останется пара дел, о которых хочется рассказать отдельно. Что и сделал наш постоянный эксперт.

Новая для руководителей саморегулируемых организаций строительной сферы тема возмещения вреда, причиненного при проведении капитального ремонта, требует не только осмысления с точки зрения юридической, но и известной консолидации с точки зрения формирования единообразной арбитражной практики. В этой связи хочу обратить внимание постоянных читателей Правды о СРО на два дела.

Первое дело № А40-219528/2020. Фабула проста — ФКР города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (СРО-С-020-22072009) в порядке регресса 125 712 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2021 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. Не согласившись с принятым по делу решением, ФКР обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. Однако, постановлением от 31 марта 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд оставил первоначальное решение в силе, а жалобу — без удовлетворения.

В данном деле стоит отметить, что сумма требований в общем не значительная, но ФКР Москвы всё равно идет в суд! И не просто идет, а даже получив мотивированный отказ в первой инстанции, идёт в апелляцию, и, возможно, пойдет дальше. Это говорит о том, что ФКР активно ведет работу по формированию судебной практики по взысканию средств с СРО. Можно сказать, что данная планомерная работа уже начала приносить плоды, так как сейчас примерно 50% подобных судебных дел решается в пользу ФКР г. Москвы.

Суть дела: между ФКР г. Москвы и ООО «АРИН» заключен договор № КР-001456-17 от 28.08.2017 на выполнение работ по капительному ремонту общего имущества МКД по адресу г. Москва, ВАО, ул. Молдагуловой, д. 18. к.2. Решением Мещанского районного суда города Москвы от 10.09.2019 по делу № 2-8650/2019, в порядке части 6 статьи 182 ЖК РФ, с ФКР Москвы в пользу гр. Вдовиной Л.П. взыскан ущерб, причинённый в результате залива её квартиры в размере 125 712 руб. 10 коп. При этом суд установил, что залитие квартиры произошло по вине подрядной организации ООО «АРИН».

Читайте также:  Соискатель с судимостью: правила приема на работу

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что требование истца о взыскании убытков основано на ненадлежащем исполнении ООО «АРИН» условий договора № КР-001456-17 от 28.08.2017. При этом, в силу пункта 6.1.28 указанного договора ООО «АРИН» самостоятельно несет ответственность в случае предъявления каких-либо требований вследствие выполнения генподрядчиком работ и возмещает в полном объеме ФКР Москвы суммы штрафов в случае их наложения на последнего административными органами за нарушения, допущенные при производстве работ ООО «АРИН».

На основании части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемые организации отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ. Между тем, правила статьи 60 ГрК РФ предусмотрены для случаев, когда ответственность указанных в ней лиц возникает не вследствие нарушения договорных обязательств, а в силу возникновения деликта, имеющего внедоговорный характер.

Поскольку в рассматриваемом случае затраты на возмещение убытков не относятся к вреду, подлежащему возмещению в порядке статьи 60 ГрК РФ, оснований для привлечения ответчика к солидарной ответственности по возмещению причиненных ООО «АРИН» убытков у суда, применительно к положениям частей 1, 2, 4, 5 статьи 71 АПК РФ, не имелось.

Данная позиция находит свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Московского округа № Ф05-13362/2020 от 13.10.2020 по делу № А40-301551/2019 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-16158/2020 от 21.04.2020 по делу № А40-240715/2019.

Доводы, изложенные ФКР в апелляционной жалобе, были отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права, а также поскольку норма ст. 60.1 ГрК РФ применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежит.

В этой связи отмечу второй момент, на который нужно обратить внимание: ФКР нацелен на получение денег по любой статье – 60 или 60.1. И только при внимательном рассмотрении исковых требований в заявлениях ФКР, СРО может успешно защитится от выплат.

Теперь несколько слов о втором деле № А40-248021/2019. По нему в пользу ФКР г. Москвы решением от 22 апреля 2022 года с Ассоциации «Объединение подрядных организаций» (СРО-С-185- 26012010) было взыскано 1 446 274 рублей 89 копеек.

Задачи Фонда капремонта

Основной целью Фонда выступает накопление необходимых финансов для своевременного осуществления капремонта, а также обеспечение средств для учета и контроля за выполнением работ.

Среди ключевых задач:

  1. Накопление средств из взносов финансовых средств, которые предназначены для проведения капремонта. Они уплачиваются владельцами жилых и нежилых помещений.
  2. Воплощение задач технического заказчика с привлечением подрядчиков. С ними заключаются договора на выполнение работ, осуществляется контроль качества их выполнения и соблюдение сроков, а также приемка работ по завершении.
  3. Взаимодействие с госорганами для обеспечения планового капремонта.
  4. Открытие счетов и контроль за движением финансовых средств на них. Это актуально, если собранием собственников помещений в доме было решено выбрать Фонд в качестве владельца счета.
  5. Распределение финансов на капитальный ремонт. При необходимости привлечение сторонних средств, например, из бюджета г. Москвы.

С какого года платим за капитальный ремонт?

С какого месяца и года надо платить за капитальный ремонт? Плату за капремонт официально ввели с 1 января 2014 года. И до 1 августа 2015 года жители многоквартирных домов должны были определиться каким способом собирать средства на будущий ремонт. Либо разрешить органам местной власти управлять средствами через регионального оператора капремонта, отчисляя в специальный фонд деньги. Либо на основании решения общего собрания жильцов дома открыть в банке специальный счет, куда лично перечислять все деньги.

Правда, и в том, и в другом случае принимать решение о том, когда и в какие сроки ремонтировать дом, будет принимать местная администрация. Однако плюс в специальном счете все же есть: вы точно знаете, что из ваших средств не ремонтируют другой дом или не используют нецелевым образом на другие коммунальные нужды. В случае же «общего котла» отследить расходование ваших денег будет затруднительно.

Необходимо провести общее собрание собственников жилья многоквартирного дома, принять несколько решений и определить:

После все этих процедур в течение пяти дней после принятия необходимо это решение довести до сведения регионального оператора фонда капремонта, куда пока отчисляются все ваши средства. Дальше придется подождать шесть месяцев, чтобы решение вступило в силу. А уже после этого срока местный оператор перечислит собранные вашим домом средства на спецсчет.

С какого года существует фонд капитального ремонта

ЖК РФ Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 170 ЖК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

Читайте также:  Рейтинг НПФ по пенсионным накоплениям

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 15.04.2019 N 60-ФЗ)

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Читайте также:  Как восстановить пропущенный срок для принятия наследства

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МКД

Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить или заменить (разд. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.09.2017 N 1202/пр).

Когда говорится о проведении капитального ремонта МКД, то имеются в виду мероприятия, касающиеся восстановления общей собственности. Особым вопросом всегда становится ремонт или замена лифта, потому что речь идет об очень дорогом оборудовании, на которое не всегда хватает накопленных домом денег.

Зачастую перед жильцами и УК встает вопрос о том, что же в первую очередь делать – ремонтировать текущую кровлю или ставить новый лифт, так как старый вышел из строя либо исчерпал срок нормативной эксплуатации. При сборе средств на выполнение капитального ремонта на счете регионального оператора чиновники сами определяют, когда жильцы смогут воспользоваться накопленными деньгами.

Кто создает и как формируется счет

Структура обычно учреждается властями субъекта РФ или подведомственными им структурами. Например, региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым был создан Министерством жилищно-коммунального хозяйства РК. А Краснодарскую краевую структуру учредило Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края.

Средства могут аккумулироваться либо на спецсчете, либо на особом счете регионального оператора (ст. 170 ЖК РФ).

По умолчанию формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется.

Для накопления средств на специальном счете необходимо оформить соответствующее решение общего собрания владельцев помещений МКД.

Размер взносов на капитальный ремонт

Минимальный размер фонда капитального ремонта определен нормативными документами органами госвласти региона, осуществляющими контроль за выполнением капремонтов, определенного муниципальной госпрограммой капремонта имущества коллективного пользования жилого дома.

Ежемесячный размер взносов подлежит увеличению на основании документально оформленного решения.

Одновременно собственниками жилья дополняется реестр ремонтных работ, ранее определенный муниципальной госпрограммой капремонта. Также возможно определение раннего срока проведения таких работ.

В случае использования денег фонда и достижения минимальных размеров, общее собрание, которое осуществляет управление домом, выносит решение о приостановлении обязательств по перечислению временно свободных средств. Исключение составляют жильцы, которые имеют задолженность по перечислению взносов.

Формирование фонда на счете регионального оператора

Для данного варианта формирования фонда характерно следующее. Во-первых, взносы собственников на капитальный ремонт МКД, поступающие на счет (счета) регионального оператора, образуют имущество последнего (пп. 2 п. 1 ст. 179 ЖК РФ), тогда как права на денежные средства, аккумулируемые в виде фонда на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в МКД. Во-вторых, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних домах, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других домах (п. 4 ст. 179 ЖК РФ). «Занимать» средства можно только из фондов, формируемых на счете (счетах) регионального оператора, и только на ремонт тех домов, собственники помещений в которых также формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) этого регионального оператора. Субъект РФ вправе принять решение, что подобные заимствования допускаются только при условии, что соответствующие МКД расположены на территории определенного муниципального образования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *