Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный бюджет на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. Инфографика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.
В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.
Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.
Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.
ТОП-10 стран с дефицитом бюджета
Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!
Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.
ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:
- Венесуэла -38,1.
- Бруней -21,6.
- Оман -13,0.
- Бахрейн -11,3.
- Алжир -10,6.
- Куба -10,1.
- Египет -9,8.
- Катар -8,1.
- Таиланд -8,0.
- Бразилия -7,8.
Бюджетный процесс – составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование — перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.
В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание Парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В РФ бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения.
Закон о федеральном бюджете после утверждения парламентом подписывается президентом. Контроль за состоянием и ходом выполнения бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая в своей деятельности не зависима ни от парламента, ни от аппарата президента.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства
Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.
В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
— для составления, утверждения и исполнения бюджета;
— контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
— обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
— составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».
Классификация доходов бюджета
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
— налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
— налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
— налоги на совокупный доход;
— налоги на имущество;
— платежи за пользование природными ресурсами;
— налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
— прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
— доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
— доходы от продажи земли и нематериальных активов;
— поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
— административные платежи и сборы;
— штрафные санкции, возмещение ущерба;
— доходы от внешнеэкономической деятельности;
— прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
— от нерезидентов;
— от бюджетов других уровней;
— от государственных внебюджетных фондов;
— от государственных организаций;
— от наднациональных организаций;
— средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.
Понятие бюджета государства.
Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.
Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.
Мировоззрение. Понятие и классификация.
Роль региональных и местных бюджетов в финансовой системе Российской Федерации
Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Региональными бюджетами являются бюджеты национальногосударственных и административно-территориальных образований — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В БК РФ эти бюджеты именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских образований Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также городских и сельских поселений, внутригородских округов — местными бюджетами.
Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты — это формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций регионов и местного самоуправления.
По Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и призваны самостоятельно (т. е. под свою ответственность) решать вопросы местного значения. Вместе с тем согласно ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В соответствии с нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями у публично-правовых образований возникают расходные обязательства — обязанности предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В процессе формирования и исполнения региональных и местных бюджетов возникает широкий круг отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права — бюджетным правом, в котором оговариваются отношения бюджетного устройства, порядок формирования и исполнения бюджетов. Носителями бюджетного права России являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ, в котором определены бюджетные полномочия субъектов Федерации и муниципальных образований, межбюджетные отношения, в том числе порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Основная проблема региональных органов власти — обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий, на решение которой и нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований.
ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла. НДС является стабильным и регулярным источником доходов для бюджета.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Иностранные организации могут встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
Объектом налогообложения являются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
1) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
3) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
4) операции по реализации земельных участков;
5) передача имущественных прав организации ее правопреемнику;
6) и другое.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, имущественных прав, полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
4) работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ в космическом пространстве;
5) товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
6) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и горюче-с��азочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания);
7) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
8) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.
Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:
1) следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов; молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки; хлеба и хлебобулочных изделий; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой; море– и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей;
2) следующих товаров для детей:
А) верхних трикотажных изделий для детей, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий;
Б) швейных изделий; обуви; колясок, кроватей детских; матрацев детских; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; обложек для учебников, дневников, тетрадей; подгузников и мн. др.;
3) периодических печатных изданий;
4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
А) лекарственных средств;
Б) изделий медицинского назначения.
Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в остальных случаях.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Основа бюджетной системы РФ
В БК РФ нет как такового определения бюджетного устройства в нашей стране.
Раздел I «Бюджетное устройство Российской Федерации» в своем составе имеет несколько глав, относящихся к этому вопросу/
Бюджетное устройство РФ может определяться устройством государства, что закрепляет Конституция РФ. В единых унитарных государствах бюджетное устройство всегда отличается от состава бюджета федеративных стран.
Бюджетное устройство России — более широкое понятие, чем ее бюджетная система. Это обусловлено тем, что оно способно определять организацию, отношения между элементами бюджетной системы, правовые основы работы бюджетов, их структуру, составные части, проблемы формирования и использования.
По статье 6 бюджетная система России базируется на экономических отношениях и устройстве государства. Она состоит из совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджета государственных внебюджетных фондов, которые регулируются законодательством РФ.