Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?
К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:
- картонной продукции;
- бумаги;
- металлических конструкций;
- текстильных изделий;
- пластика;
- органических отходов;
- резины;
- стеклянного лома;
- кожаной продукции;
- остатков деревянных изделий.
Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:
- старых аккумуляторах;
- батарейках от гаджетов и электроприборов;
- строительных лаках;
- электроприборах;
- косметических средства и старых лекарствах;
- красках;
- пестицидах;
- химикатах, использующихся в быту;
- удобрениях и остатках пестицидов;
- медицинских отходов;
- бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.
Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению — что относится к ТКО
Наименование отходов | Код ФККО |
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев | 7 39 410 01 72 4 |
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств | 7 39 411 31 72 4 |
отходы волос | 7 39 413 11 29 5 |
отходы от уборки бань, саун | 7 39 421 01 72 5 |
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств | 7 39 422 11 72 4 |
Я надеюсь — вопрос, что относится к твердым коммунальным отходам по закону с 1 января 2021 года для вас понятен.
Оборудование для работы с ТБО
Для работы с твёрдыми бытовыми отходами используются следующие агрегаты:
- Шредер – это устройство, которое хорошо подходит для работы с достаточно твёрдым мусором, с камнями. Специальная дробильная установка помогает оперативно измельчить мусор.
- Гидравлический пресс – работа заключается в прессовании отжившей продукции. Агрегаты могут быть с вертикальной загрузкой и с горизонтальной.
- Компактор – технология похожа на прессование. Но агрегат внушительных размеров и используется на крупных мусороперерабатывающих заводах.
- Линия сортировки. Выполняет сортировку на мусорообрабатывающем предприятии.
- Контейнеры, расположенные у жилых домов, для сбора твёрдого мусора.
Оборудование бывает и стационарным, и мобильным. Каждое предприятие выбирает тот тип агрегатов, который необходим для достижения поставленных целей при работе с отходами.
Влияние на природу оказывают, прежде всего, такие факторы как: общая масса отходов, их качественный состав и объемы утилизации отходов. Так же большое влияние на чистоту воздуха и почвы оказывают четкое выполнений правил по перевозке отходов и прочено мусора. О том как, в будущем изменится процесс вывоза и утилизации зависит именно от факторов указанных выше, ведь завершение манипуляций с мусором, в наше время, означает простое его захоронение либо уничтожение при помощи огня, и то и другое не сказываются на природе положительным образом. Бесконтрольный вывоз мусор, на не предназначенные для этого территории, приводит к ещё большему загрязнению окружающего пространства, кроме того, такие свалки начинают усиленно выделять метан, который токсичен для животных и человека. Кроме этого в атмосферу и почву в больших количествах попадают ртуть и кадмий.
Перечень кодов ТКО из ФККО
Можно выделить следующие коды ТКО.
Код ФККО | Что значит |
73110000000 | Из жилищ |
73120000000 | Уборка территорий городов, села |
73130000000 | Растительные отходы во время ухода за газонами |
73310000000 | От помещений, офисов, бытовых пространств |
73410000000 | От уборки вокзалов и так далее |
73420000000 | От уборки состава |
73490000000 | От эксплуатации общественного транспорта |
73500000000 | От торговли |
73620000000 | От мест проживания на время |
73640000000 | От мест, оказывающих соцуслуги |
73700000000 | От мест, оказывающих образовательные услуги и прочее |
73940000000 | От парикмахерских и так далее |
Согласно ФККО к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО, а также группа 7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, отход 74 111 111 714 отсев грохочения твердых коммунальных отходов при их сортировке к ТКО не относится, т.к. не имеет в названии группы (отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов 7 41 110 00 00 0) указаний на отнесение к ТКО.
Тоже самое касается отхода 74 121 111 714. смесь отходов из жилищ крупногабаритных и отходов строительства и ремонта измельченная, он входит в подтип Отходы при обработке отходов для получения вторичного сырья. 7 41 000 00 00 0, к тому же этот отход может образовываться именно из отходов ремонта и строительства, которые в принципе к ТКО отношения не имеют.
Вместе с тем стоит отметить, что согласно примечанию к приложению Приказ Росстата
Так согласно указаниям к форме раздел 2 заполняет
Согласно п. 14. оператор, не передающий отходы после обработки ТКО региональному оператору, заполняет информацию только в отношении отходов после обработки ТКО в части группы (код ФККО 7 41 110 00 00 0), представленную в соответствующих графах.
Федеральный классификационный каталог отходов – это расшифровка ФККО. Он входит в ФЦП — целевую программу по сохранению экологии – и содержит перечень всего утильсырья, образующегося на производствах, а также при жизнедеятельности людей. Государство должно знать источники образования, количество выбросов, которые причиняют вред среде. Для этого действует система, помогающая классифицировать, правильно обезвредить побочные продукты производств.
Согласно закону № 89-ФЗ, все сырье для утилизации должно иметь уникальное кодовое обозначение. Первая попытка кодирования была в 1997 г. Вещества стали разделять по уровню воздействия на среду, разделив их на 6 категорий. Вторая редакция вышла через 6 лет, и количество цифр в коде выросло с 6 до 13. Актуальный справочник введен Росприроднадзором в 2017 г., предусматривая 11 цифр в коде. Он действует и в нынешнем, 2020 году.
Как работать с Классификатором
Электронная форма ФККО находится на официальных ресурсах. Принципы работы с ними зависят от того, обладает предприятие информацией о побочном продукте производства или нет. Существует 3 варианта:
- Когда код ФККО или название сырья известны, данные вводятся в поисковой строке сайта. На выходе пользователь увидит опасные свойства вещества. Некоторые сайты дополнительно отражают информацию из справочников о его плотности, позволяющей рассчитать норматив выработки на предприятии за год.
- Если известен только компонентный состав, нужно внести в поиск название основного составляющего компонента. Система предложит несколько вариантов, среди которых выбирается нужный.
- При отсутствии интересующего кода потребуется процедура регистрации в Росприроднадзоре, включающая лабораторную экспертизу и расчет категории опасного вещества. Чтобы государственный орган добавил вещество в реестр, нужно предоставить информацию о технологии производства вещества, данных исследования лаборатории и расчете токсичности.
Как работать с Классификатором
Электронная форма ФККО находится на официальных ресурсах. Принципы работы с ними зависят от того, обладает предприятие информацией о побочном продукте производства или нет. Существует 3 варианта:
- Когда код ФККО или название сырья известны, данные вводятся в поисковой строке сайта. На выходе пользователь увидит опасные свойства вещества. Некоторые сайты дополнительно отражают информацию из справочников о его плотности, позволяющей рассчитать норматив выработки на предприятии за год.
- Если известен только компонентный состав, нужно внести в поиск название основного составляющего компонента. Система предложит несколько вариантов, среди которых выбирается нужный.
- При отсутствии интересующего кода потребуется процедура регистрации в Росприроднадзоре, включающая лабораторную экспертизу и расчет категории опасного вещества. Чтобы государственный орган добавил вещество в реестр, нужно предоставить информацию о технологии производства вещества, данных исследования лаборатории и расчете токсичности.
Расчет степени опасности. Таблица результатов расчетов
При определении уровня опасности используются разные методы. Для получения быстрых и точных результатов, позволяющих определить степень угрозы материалов, выполняют расчеты. Причем необходимо вычислить уровень причиняемого вреда каждым компонентом, а также узнать общий показатель для мусора определенного вида. Диапазоны значений степени опасности приведены в таблице:
Класс опасности | Степень опасности K∑ |
I | 106 ≥ K∑> 104 |
II | 104 ≥ K∑> 103 |
III | 103 ≥ K∑> 102 |
IV | 102 ≥ K∑> 10 |
V | K∑≤ 10 |
ТКО (твердые коммунальные отходы): понятие и правила обращения
Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:
- число людей, постоянно или временно проживающих в доме;
- общая площадь жилья;
- удалённость от полигонов;
- объём и характер ТКО;
- сортировка или её отсутствие;
- дополнительные требования оператора.
На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2021 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.
Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.
Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:
- несоблюдение правил обращения с ТКО – от 1 до 2 тысяч рублей;
- сжигание без предназначенной для этого ёмкости – от 1,5 до 2,5 тысяч рублей;
- накопление отходов, нарушающих санитарные нормы – от 2 до 3 тысяч рублей.
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.
Обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
В соответствии с ФККО в тип отходов коммунальных, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению включены следующие группы отходов:
- Отходы коммунальные твердые (код ФККО 7 31 000 00 00 0),
- Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код ФККО 7 33 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении транспортных услуг населению (код ФККО 7 34 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 35 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению (код ФККО 7 36 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 37 000 00 00 0),
- Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению ( код ФККО 7 39 000 00 00 0).
Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится с 01.01.2019 года? Что относится к тко перечень 2020 года:
Чтобы поучаствовать в конкурсе на определение регоператора, компания обязана соблюсти следующие требования:
- оформить действующую государственную регистрацию и лицензию, которая позволяет утилизировать мусор абсолютно всех классов опасности;
- не быть банкротом или не иметь большую задолженность перед национальным банком России;
- основные управляющие компании (бухгалтер и директор) не могут иметь судимость за финансовые махинации.
Заявка подается на специальную комиссию, которая состоит из пяти человек и оценивает организации по основным критериям, вроде качества оказываемых услуг и их стоимости. Все необходимые для участия в тендере документы должны быть предоставлены на заседание комиссии заранее.
Экологическая отчетность 2021
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отход��в и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
Классификация твердых коммунальных отходов
На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.
- По морфологическому составу выделяют:
- органические отходы;
- резину;
- кожу;
- стекло;
- текстиль;
- древесину;
- металлы;
- пластик;
- бумагу и картон.
- По длительности использования:
- кратковременные (бумага, одежда и пр.);
- длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).
При этом нельзя считать ТКО:
- отходы от животноводческой деятельности;
- строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.
Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».