Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в российской федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Пути совершенствования системы бухучета:
- оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
- увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
- повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
- соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
- эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
- применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете организация, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом организация может применять любые варианты учетной политики, исходя из специфики ее деятельности, однако при этом она должна действовать в пределах установленных нормативно-правовыми актами правил. И только в том случае, если по конкретному вопросу в нормативных актах отсутствуют способы ведения учета, организация может самостоятельно установить способ учета, но и при этом не может нарушать установленных принципов учета.
Основным нормативным актом, принимаемым организацией, является ее учетная политика. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Одновременно с учетной политикой, организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. (п. 3 ст. 6 Закона)
Рабочий план счетов составляется на основе Типового плана счетов и должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и регистров налогового учета.
Помимо этого организация может вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, имея свободные номера счетов, однако согласно Инструкции по применению Плана счетов это возможно только по согласованию с Минфином РФ (абз. 6).
Несмотря на тенденцию усиления самостоятельности организаций в определении подходов к ведению бухгалтерского учета, в РФ существует сложившиеся система государственного регулирования ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организациями, которая определена Федеральным законом и отражена в иерархии нормативно-правовых актов, регламентирующих различные вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Основной круг лиц, которым адресуется бухгалтерская отчетность указан непосредственно в Законе «О бухгалтерском учете». Статья 15 Закона устанавливает, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики, другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Закон не называет всех пользователей отчетности и содержит отсылочную норму к законодательству РФ, которое может дополнять перечень пользователей, к которым, в частности, относятся налоговые органы. В России фискальная направленность учета по-прежнему играет достаточно существенную роль. Поэтому многие организации при формировании отчетности прежде всего исходят не из целей объективного отражения финансового состояния организации, а из целей минимизации активов при заполнении «Отчета о прибылях и убытках».
- Учредители, участники организации, собственники ее имущества.
Перечень пользователей бухгалтерской отчетности открывается в Законе с участников организации. Тем самым закон еще раз подчеркивает, что «одной из основных задач учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой прежде всего внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений и обеспечения эффективности ее деятельности».
Бухгалтерский учет формирует информацию, определяющую финансовое положение организации и содержащую оценку результатов ее деятельности, что необходимо для управления самой организации.
Управленческий учет формирует информацию для планирования, прогнозирования, осуществления контроля за деятельностью организации, поэтому его ведение законодательно не регламентировано и может определяться локальными нормативными актами.
- Органы статистики
В соответствии с Положением о государственном комитете РФ по статистике, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 № 85, одной из функций Госкомстата является организация сбора и обработки бухгалтерской отчетности организаций и обеспечение в установленном порядке пользователей данными этой отчетности (пп.4 п.9 Положения). Госкомстат имеет право запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (пп. 1 п. 10).
Дополнительно к бухгалтерской отчетности, организация должна представлять статистическую отчетность, часть которой основывается на данных бухгалтерского учета («Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», «Сведения об инвестициях», «Сведения о финансовом состоянии организации» «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов).
Согласно п. 1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата от 07.02.2001 № 13 методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств, изложенных в нормативных актах, утвержденных Приказами Министерства финансов Российской Федерации.
- Налоговые органы. Соотношение бухгалтерского и налогового учета
Согласно Закону «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п.1 ст.1). Одной из задач бухгалтерского учета является формирование для внутренних и внешних пользователей полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п.3 ст.1 Закона). Поэтому бухгалтерская отчетность может быть использована и для целей исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов, а также осуществления налогового контроля.
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.
В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данная система регулирования бухгалтерского учета в нашей стране состоит из документов четырех уровней (см.приложение 1).
Первую группу документов составляют законодательные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организациях. Сюда относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- кодексы Российской Федерации (гражданский, административный, трудовой, бюджетный, земельный, налоговый);
- Федеральные законы;
- указы Президента;
- постановления Правительства.
Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[1]. Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в России. Сюда же можно отнести Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»[2] и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
В нашей стране бухгалтерский учет ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных российским законодательством. Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента Российской Федерации. В-третьих, акты Правительства и так далее.
Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из четырех уровней (см.приложение 1).
Нормативный акт — это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права[11]. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации[12].
«Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации»[13]. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин «законодательство» применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином «правовой акт» принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин «подзаконный акт» («акт законодательства») применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.
Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель регулирования учета и ее развитие регламентируется законодательными актами государства; в британо-американской модели доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения бухгалтерского учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов)[27].
До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели).
В последнее время ситуация изменилась. Совершенствование законодательной базы бухгалтерского учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.
В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти[28]. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)[29]. Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, то есть возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации[30], поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»[31], устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня.
Функции органов, регулирующих учет
Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции Центробанка России:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.
Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.
Федеральный (законодательный) уровень
Это первый и главный уровень, который определяет сущность бухгалтерского учета, его цели, задачи, принципы, основные понятия, порядок регулирования, организацию и ведение, включая предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
К основным законодательным актам, регулирующим бухучет, на данном уровне можно отнести:
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в последней редакции от 1 июля 2021 года – определяет единоличное государственное ведение бухгалтерским учетом, то есть регулирование возможно только на федеральном уровне: субъекты РФ и муниципальные образования такого права не умеют;
- Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в последней редакции от 26 июля 2019 года – устанавливает все основные требования и допущения бухучета имущества и обязательств организации, предоставления о них информации в различных формах бухгалтерской отчетности;
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ, в последней редакции от 28 апреля 2020 года – регулирует порядок перехода права собственности на имущество и порядок заключения договоров купли-продажи, что также имеет прямое отношение к ведению бухучета;
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ, в последней редакции от 31 июля 2020 года – указаны принципы начисления и уплаты налогов, принципы определения цены товаров для целей налогообложения.
Организация бухгалтерского учета на п/п. Государственное регулирование бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета — это комплекс мер по упорядочению учетной работы, при которых обеспечивается формирование информации о деятельности организации, а также контроль за рациональным использованием всех ресурсов при минимальных затратах труда.
Процесс организации бухгалтерского учета включает следующие основные элементы: 1.Выбор лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета.2.Определение прав, обязанностей и порядка работы бухгалтерии.3.Выбор степени централизации учета.Определяется порядок обработки документации.4.Определение материальной ответственности работников.5.Определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризаций.6.Выбор формы бухгалтерского учета.7.Разработка рабочего плана счетов и перечня объектов аналитического учета.8.Разделение учетных и хозяйственных функций. 9.Утверждение форм первичной документации. 10.Утверждение форм бухгалтерской отчетности.
В настоящее время можно говорить о начале нового этапа развития бухгалтерского учета, связанного с: 1.Использованием компьютерных технологий. 2.Международных стандартов учета и отчетности.
Понятие и особенности системы регулирования
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
- ФЗ «О бухучете».
- Положение по осуществлению бухучета.
- План счетов бухучета, Положение о документообороте.
- Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Какой статус и порядок применения положений и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?
Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
- Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
- Основание адекватных стандартов.
- Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
- Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
- Приведение законов в соответствии с нормами.
Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Четвертый уровень. Рабочие документы организации
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством