Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Время ежедневного междусменного отдыха водителей регулируется специальным документом. Так, перерыв между сменами вместе с временем перерыва для отдыха и питания должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). А при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п.
Отметим, что с 1 ноября 2020 г. установлены штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей и за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ).
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
Режим труда и отдыха водителей
Актуально на 2022 год
Уставший водитель может устроить смертельное ДТП. Чтобы такого не произошло, Минтранс утвердил режим труда и отдыха водителей. Следить за этим должен и водитель, и работодатель, иначе будет штраф для обоих. Рассказываем, как не получить штраф, покажем таблицы с часами работы и отдыха для разных видов перевозок.
Что это. Режим труда и отдыха водителя (РТО) — это чередование отдыха и работы по особым правилам. Работа ограничена по часам в сутки, неделю и месяц. А еще правила устанавливают, когда и сколько водитель должен отдыхать.
Нормы труда и отдыха в ПДД
Кто обязан соблюдать режим. Все, чья работа — водить транспорт: грузовики, автобусы, самосвалы. Исключение — водители спецслужб. У них ненормированный график, например пожарные могут три дня сидеть без работы, а потом двое суток быть на задании.
Рассмотрим подробно, какие правила труда и отдыха рекомендует Минтранс.
Приказ Минтранса о труде и отдыхе водителей
Кто считает и проверяет часы труда и отдыха. По правилам владельцы грузовиков и автобусов оборудуют авто тахографом. Этот аппарат считывает начало и конец рабочей смены, проверяет расстояние и скорость. Проверить эту информацию может ГИБДД. Водители знают об этом, поэтому режим труда и отдыха по тахографу помогает снизить аварийность.
Кто обязан оборудовать авто тахографом
Что такое время работы. Это рабочий день или смена. Во время работы водитель управляет машиной и выполняет сопутствующие действия:
- проходит медпроверку до и после рейса;
- работает с документами: накладные, путевые листы, маршруты;
- ждет, пока загрузят или разгрузят машину;
- обслуживает авто;
- вынужденно простаивает, если сломалась машина или на пути образовался горный обвал.
Бывает, что грузовик ведет экипаж из двух человек. Один ведет машину, другой отдыхает в специально оборудованном месте кабины. В приказе сказано, что такой отдых не включают во время работы, но оплачивают.
Что такое время отдыха. Отдых водителя — перерыв на обед и отдых в течение смены, суток, недели.
На обед можно тратить от получаса до 2 часов. Ежедневный отдых должен быть не короче, чем двойное время работы накануне. Например, водитель за рулем провел 9,5 часов. Это значит, что на следующий день его отдых вместе с перерывом на обед должен длиться не менее 19 часов.
Помимо этого есть специальный перерыв — это минимум 45 минут, в которые водитель обязан отдохнуть от управления авто. Начать такой перерыв необходимо спустя максимум 4,5 часа с начала управления.
Как учитывать время работы и отдыха. Сам водитель часы не считает, это делает тахограф. Как только шофер вставляет в тахограф личную карту и включает режим «работа», начинается учет рабочего времени. Как только авто трогается с места, аппарат считывает это событие как начало управления авто. Начинается работа по тахографу.
Есть два способа учета рабочих часов:
- ежедневный. Водитель работает в неделю не больше 40 часов;
- суммированный. Если график не позволяет работать по ежедневному учету, работодатель по договоренности с водителем устанавливают суммированный — не более 160 часов в месяц.
- Суммированный учет пригодится, когда, например, в первую и третью неделю месяца водителю приходится работать по 53 часа в неделю. Это 106 часов:
- 53 часа × 2 недели = 106 часов
- Если месячная норма — 160 часов, то в оставшиеся 2 недели месяца водитель должен отработать не более 54 часов:
- 160 часов − 106 часов = 54 часа
- Сколько часов в сутки можно работать. Водить можно:
- до 4,5 часов без перерыва,
- до 9 часов в сутки,
- до 56 часов в неделю,
- до 90 часов за две недели, которые идут подряд.
Когда можно увеличить время работы. Время работы в течение суток можно увеличить до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю. Время работы может достигать 12 часов, если нужно добраться до стоянки или места отдыха.
Когда и сколько отдыхать. Не позже, чем через 4,5 часа с начала выезда в рейс, водитель обязан сделать специальный перерыв — он входит в рабочее время. Также полагается время на отдых или обед — от получаса до 2 часов.
По согласованию с руководством смену можно делить на части. Между частями необходимо сделать перерыв:
- для водителей такси, городских и пригородных автобусов — не более 3 часов;
- для остальных — не более 5 часов.
Время перерыва между частями рабочего дня за рабочее время не считается.
Водитель отдыхает:
- не менее 11 часов в сутки;
- не менее 45 часов в неделю.
В этой таблице основные требования к РТО водителей.
Водить без перерыва | 4,5 часа |
Специальный перерыв после начала управления | 45 мин, можно за два раза |
Отдых и обед | 0,5-2 часа |
Перерыв между частями смены | 3 — для водителей городских и пригородных автобусов, 5 — для остальных водителей |
Вождение в сутки | 9, не чаще двух раз в неделю — до 10 |
Вождение в неделю | 56 часов |
Вождение за 2 недели | 90 часов |
Минимальное время ежедневного отдыха | 11 часов |
Минимальное время еженедельного отдыха | 45 часов |
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Время работы и время отдыха в 2023 году
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.
Время работы водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.
Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Какое должно быть время между сменами
Статья 107 ТК РФ определяет основные виды времени отдыха работников, среди которых присутствует ежедневный (междусменный) отдых. В федеральном законе отсутствует норма о порядке его предоставления и продолжительности. Однако по окончании рабочей смены у работника возникает право на получение междусменного отдыха. Работодатель должен освободить сотрудника от исполнения трудовых обязанностей и предоставить ему право распоряжаться свободным временем на собственное усмотрение.
При сменной работе право на ежедневный (междусменный) отдых у работника возникает после отработки им установленной нормы часов. При нормальной продолжительности рабочего времени — нормой является не более 8 часов в день и 40 часов в неделю (статья 91 ТК РФ). Она может варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Работник может привлекаться к работе сверх нормы, например, на условиях внутреннего совместительства. В таком случае рабочая смена не должна продолжаться более 12 часов. При ненормированном графике рабочий день сотрудника не должен быть более 12 часов.
Таким образом, при любом графике, по истечении 12 часов рабочего времени сотрудники имеют право на ежедневный отдых между сменами. Работодатель, соответственно должен его предоставить. В случае отказа, работник реализует свои права собственными действиями.
Требования к продолжительности ежедневного отдыха могут отменить
Минтруд России подготовил проект постановления Правительства РФ о признании недействующими на территории страны ряда советских нормативных актов. В частности, министерство считает нецелесообразной норму о продолжительности ежедневного отдыха работников. Так, сейчас продолжительность отдыха (между сменами и т. п.) работников, указанных в п. 1 постановления СНК СССР от 24 сентября 1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее – Постановление от 24 сентября 1929 г.), должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При этом во время отдыха включается и обеденный перерыв.
Между тем сам документ, за исключением абз. 2 п. 3 и п. 11, утратил силу в 1977 году, в том числе и пункт, в котором были перечислены работники определенных предприятий и учреждений, на которые распространяется правило о продолжительности отдыха.
Как рассказали порталу ГАРАНТ.РУ в Минтруде России, признание не действующим п. 11 Постановления от 24 сентября 1929 г. не повлечет ухудшения положения работников и ущемления их трудовых прав – для работников останется все как прежде. Свою позицию представители министерства объясняют тем, что норма о продолжительности ежедневного отдыха относится к утратившему силу п. 1 постановления, которым вводилась пятидневная рабочая неделя (четыре дня работы и один день отдыха). Также не скажется на правах работников и отмена абз. 2 п. 3 постановления, так как это положение сейчас урегулировано ст. 104 и 110 ТК РФ, которыми установлены продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов для всех категорий работников и максимальный срок учетного периода равный одному году.
Отметим, что в Трудовом кодексе не установлен порядок определения продолжительности такого междусменного отдыха, в связи с чем правоприменители руководствуются именно п. 11 Постановления от 24 сентября 1929 г. По мнению экспертов , тот факт, что указанная норма, изначально устанавливавшая перечень организаций, на которые она распространяется, была признана утратившей силу, означает возможность ее применения к работникам всех организаций. В противном случае сохранение указанной нормы в силе не имело бы смысла.
При этом в судебной практике п. 11 Постановления от 24 сентября 1929 года признается действующим в настоящее время (определение Ростовского областного суда от 31 марта 2014 г. № 33-4219/2014, определение Московского городского суда от 6 ноября 2020 г. № 33-40692/15, решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 апреля 2014 г. № 2-106/2014). К этому же выводу нередко приходил в своих консультациях и Роструд.
Как рассчитывается денежная компенсация за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику? Узнайте в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Добавим, что требование к продолжительности ежедневного отдыха установлено кроме того п. 10.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03, согласно которому продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. А меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы). Но исходя из буквального толкования данной нормы, она применяется лишь при сменной работе (определение Ярославского областного суда от 4 июля 2011 г. № 33-3549).
Таким образом, отмечают эксперты, Минтруд России фактически предлагает отказаться от применения единственного нормативного акта, который в данный момент регулирует продолжительность ежедневного отдыха для большинства видов работ
Кроме того, планируется также признать не действующим и постановление Совета Министров СССР от 23 мая 1957 г. № 566, согласно которому размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время. Минтруд России объясняет это тем, что порядок оплаты труда, включая сроки ее выплаты, полностью урегулирован положениями ТК РФ.
Продолжительность рабочего времени
Трудовым законодательством установлены понятия рабочего времени и нормальной продолжительности рабочего времени. В общем случае последняя не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). В соответствии с п. 7 Положения для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
Если по условиям работы не может быть соблюдена определенная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ).
Стоит отметить, что продолжительность учетного периода в отношении водителей устанавливается, как правило, равной одному месяцу (п. 8 Положения). Если водитель занят на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период или на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может составлять от одного до шести месяцев.
Продолжительность междусменного отдыха водителей
Водители транспортных средств — особая категория работников. Их труд требует повышенной концентрации внимания и идеального физического самочувствия. Полноценный отдых имеет для них большое значение. Именно поэтому порядок составления трудового графика для водителей дополнительно регулируется положением «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей», утв. приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).
Приведем общее требование к междусменному отдыху, установленное в п. 25 Положения: минимальный отдых между сменами — это двойная продолжительность рабочей смены.
Однако в некоторых ситуациях отдых водителей имеет свои особенности:
- В организациях, где водитель не загружен работой полностью и используется суммированный учет рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха — 12 часов.
- Руководство организации может уменьшить междусменный отдых работникам, занятым перевозками в городе и за его пределами. Минимальная продолжительность перерыва в таком случае — 9 часов.
- В случае уменьшения периода отдыха между сменами водитель может претендовать на отдых в течение 48 часов после смены, следующей за сменой с сокращенным междусменным перерывом. Отработав смену после уменьшенного перерыва, он может обратиться к работодателю с соответствующим требованием в письменной форме.
- Стандартная продолжительность отдыха на междугородних перевозках — 11 часов.
- Возможно уменьшение отдыха водителей, занимающихся междугородними перевозками, до 9 часов. Максимальная частота такого сокращения — 3 раза в течение рабочей недели.
- В случае сокращения длительности перерывов между сменами во время междугородних перевозок работник имеет право на дополнительный отдых. Он предоставляется на следующей рабочей неделе и суммарно равен времени сокращения перерывов.
- Отдых водителя между сменами можно разделить на 2 или 3 части. В таком случае продолжительность отдыха увеличивается до 12 часов, а минимальная продолжительность одной из частей составляет 8 часов.
Отсутствие подходящего места для стоянки во время наступления времени отдыха между сменами — распространенная ситуация при междугородних перевозках. Водителю надо следовать до подходящего места стоянки.
1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее — водители) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам (вред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77).
3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.
4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.
II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
5. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.
6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать40-часов в неделю.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.
7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если Пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Абзац введен Постановлением Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77.)
9. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов (в ред. Постановления Минтруда России от 23 октября 2001 года № 77).
10. Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (подп. «б» п. 12 настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
11. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
12. В состав рабочего времени водителя включается:
а) время управления автомобилем:
б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 107 ТК РФ
1. Предусмотренные данной статьей виды времени отдыха различаются в зависимости от времени и цели его предоставления.
2. Перерывы в течение рабочего дня (смены) предоставляются для отдыха и питания (см. коммент. к ст. 108) или для обогревания и отдыха (см. коммент. к ст. 109).
3. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала на следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва.
Трудовой кодекс не устанавливает минимальную продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха. По сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену). Аналогичное правило установлено Санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.05.2003 N 100. В них предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы) (п. 10.24).
Для отдельных категорий работников некоторых отраслей минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха регламентируется в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих особенности режима рабочего времени и времени отдыха.
Так, в соответствии с п. 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 08.08.2003 N 271, плавающему составу предоставляется ежедневный отдых продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной продолжительности смены (вахты).
Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха предусмотрена в соответствующих нормативных правовых актах и для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Согласно п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133, ежедневный отдых указанных работников не может быть менее 12 часов (см. также коммент. к ст. 329).
В соответствии с п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.
Согласно п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
4. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) предоставляется работникам продолжительностью не менее 42 часов. Конкретная продолжительность этого вида отдыха зависит от вида рабочей недели и режима труда в организации (см. коммент. к ст. ст. 110, 111).
5. Нерабочие праздничные дни — это установленные ТК свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам (см. коммент. к ст. 112).
6. Отпуск как вид времени отдыха представляет собой определенное число свободных от работы календарных дней (помимо праздничных нерабочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности). Различаются ежегодные оплачиваемые отпуска (см. коммент. к ст. 114) и отпуска без сохранения заработной платы (см. коммент. к ст. 128).
Режима труда и отдыха водителей
При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…
Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.
В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей в 2021 году
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее – водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее – работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее – локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учётом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии – с иным представительным органом работников.
Суммированный учёт рабочего времени вводится работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 – 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделён на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении – 3 часа;
- для остальных водителей – 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьёй 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2017, № 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее – еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
9. Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее – специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учётом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.