Учет ГСМ по путевым листам в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет ГСМ по путевым листам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поясним на условном примере порядок списания топлива по путевым листам. У ООО «Алмаз» числится на остатке бензин определенной марки 70 л по цене 42 руб. В текущем месяце было закуплено 100 л топлива той же марки по цене 40 руб., выдано в расход — 40 л. ГСМ списывается по средней стоимости.

Как заполнять путевые листы в этом и следующем году

Наименование и номер путевого листа указываем в шапке документа. Обычно для наименования используют комбинацию: путевой лист + тип транспортного средства. Например, «Путевой лист для грузового автомобиля». И ведут внутреннюю нумерацию.

Путевые листы разделяют на однодневные и многодневные, со сроками начала и окончания. Максимального срока действия путевого листа нет.

Собственником (владельцем) транспортного средства может быть юрлицо или ИП – от его имени и заполняем документ.

Исчерпывающую информацию приводим в графе «Сведения о ТС»:

  • тип ТС,

  • марка и модель (при наличии прицепа – марка и модель прицепа),

  • государственный регистрационный номер (при наличии прицепа – госномер прицепа),

  • дата и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС,

  • дата и время выпуска ТС на линию и его возвращение.

Когда нужен путевой лист

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 259-ФЗ). В нём указывают маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на ГСМ;
  • затраты на запчасти;
  • затраты на парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

    Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

    1. Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

    2. Таблица, в которой указывают:

      • номер путевого листа и дату его выдачи,
      • данные водителя и его табельный номер,
      • гаражный номер автомобиля;
      • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

    Правила списания ГСМ по путевым листам

    Порядок списания ГСМ по путевым листам предполагает 2 метода списания: по нормативу либо по факту. Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ.

    Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78. Бланки данного документа содержат графу для указания расхода топлива. Колонки этой графы отражают, сколько топлива было в баке при выезде машины, сколько выдано и сколько осталось в баке при возвращении автотранспорта. В этом случае можно рассчитать фактический расход горючего по ПЛ. Неспециализированные транспортные предприятия при самостоятельной разработке своего ПЛ тоже могут включить в документ эти графы. Тогда при фактическом расчете затраченного ГСМ не возникнет трудностей.

    Во II разделе приказа 152 в качестве обязательных реквизитов не указано отражение оборотов по движению топливных ресурсов. При этом в п. 6 данного документа можно увидеть требование об указании показаний одометра при выезде и въезде обратно транспортного средства, то есть пробег в километрах.

    Как списывать ГСМ по путевым листам в случаях, когда в ПЛ не указаны обороты по топливу? Можно воспользоваться списанием ГСМ по нормативу — правила такого списания приведены в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ содержит нормативные затраты топлива для различных марок авто и порядок расчета затрат топлива согласно пройденному автотранспортом расстоянию.

    Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля

    При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:

    • когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
    • если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).

    Кто и на основании чего его составляет

    В организации самостоятельно решают вопрос, кто делает материальный отчет по бензину, — обычно эта функция возлагается на материально ответственных за горючее: водителей, механиков, начальников транспортного отдела. Они обязаны вести документы по ГСМ. Компания предоставляет водителям топливные карты, в которых обозначают все затраты бензина. Выдают горючее по путевым листам, в них расписывается бухгалтер, а в ведомостях — водитель. В них отмечают следующие сведения:

    • время, которое водитель находился за рулем;
    • цели поездки;
    • объемы бензина, которые он за это время израсходовал;
    • состояние автомобиля.

    Материально ответственный сотрудник формирует отчет о работе автомобиля за месяц на основании первичных документов бухучета:

    • ведомости выдачи ГСМ и топлива;
    • карточки учета расходов;
    • талонов (если ГСМ приобретается по безналичному расчету);
    • чеков АЗС (если водитель оплачивает бензин наличными);
    • товарных и товарно-транспортных накладных;
    • актов о списании горючего и др.

    Руководство компании утверждает периодичность отчетности в зависимости от специфики деятельности. Например, путевые листы необязательно оформлять ежедневно или еженедельно. Если организация не относится к транспортным, то вправе установить периодичность самостоятельно — ежеквартально или ежемесячно.

    Документальные основы учета топлива на предприятии

    В большинстве организаций есть транспорт, который используется для самых разных целей — это может быть автомобиль, доставляющий товар до потребителя, легковая машина торговых представителей либо машина, используемая для самых разных целей — от поездок в налоговую инспекцию до командировок в другие города. Во всех этих случаях помимо амортизации автомобиля (если он на балансе), расходов на запчасти и ремонт организация несет расходы на топливо.

    Нормирование подобных расходов — это решение каждой компании. То есть организация вправе самостоятельно разработать нормы траты топлива, лишь опираясь на существующие критерии, утвержденные Минтрансом РФ (если это не автотранспортная организация, для которой установленные распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р нормы обязательны).

    В бухгалтерском учете все расходы должны приниматься в полном объеме. Но не всегда можно определить, сколько именно бензина потрачено. Для этого в организации может быть разработан или принят по рекомендации Минтранса некий норматив. Разработать таковой можно несколькими способами:

    1. Заказать анализ расхода топлива у специальных компаний.
    2. Протестировать автомобиль, залив в него, например, 100 л (в пустой бак) и проездить до полного опустошения бака. Таким образом можно будет установить расход бензина по километрам.

    На данный момент НК РФ не содержит требования о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ). При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии. Решать вопросы с налоговой при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке. Поэтому при формировании учетной политики стоит определить — каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.

    Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором прописать:

    • марки автомобилей,
    • рассчитанные лимиты по расходу.

    Не забудьте при разработке собственных норм учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), загруженность машины (расход грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия. Стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, ведь зимой расход топлива будет выше.

    Например, текст приказа может выглядеть так:

    «На основании замеров расхода топлива и руководствуясь распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № НА-80-р, приказываю:

    1. Ввести с действие с 01.01.2016 норму расхода топлива для автомобиля «Ауди Q3»:

    В летнее время (с 01.04 по 31.10) — 13 л на 100 км.

    В зимнее время (с 01.11. по 31.03) применить повышенный коэффициент 7%. Расход составит 13,91 л на 100 км.

    1. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

    Расходы на ГСМ при использовании личного авто

    Если горюче-смазочные материалы закупаются для заправки личного автомобиля сотрудника, используемого в служебных целях, то их стоимость Минфин запрещает учитывать в расходах упрощенца (письмо от 02.08.2019 № 03-11-11/58296).

    Сотруднику в подобных случаях полагается компенсационная выплата, размер которой прописывается или в соответствующем соглашении, или в распорядительном документе руководителя. В пределах установленных норм она включается в расходы (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК), а всё, что сверх – при расчете налогооблагаемой базы не учитывается.

    В качестве норм определены цифры из Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92:

    • 1200 руб. и 1500 – для легковых авто с объемом двигателя до 2000 куб. см (включительно) и свыше 2000 куб. см
    • 600 руб. – для мотоциклов.

    Данные значения применяются с 2003 года и ни разу не были пересмотрены в сторону увеличения, что совсем не выгодно для хозяйствующих субъектов, учитывая гигантский рост цен на топливо с того времени.

    Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.

    ООО «Рассвет»

    ПРИКАЗ №5

    г. Москва

    1 июня 2021 г.

    Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ

    ПРИКАЗЫВАЮ: 1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу. 2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок. 3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля. 4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.

    Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.

    С приказом ознакомлены:

    главный инженер Мартынов А.А. заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И. главный бухгалтер Михалкова Т.В.

    ФАЙЛЫ

    Средства автоматизации учета

    Избежать вышеупомянутых ошибок бухгалтеру помогут специальные автоматизированные системы учета путевых листов и ГСМ. Они напомнят об обязательных полях, отследят правильность и сроки использования норм, соответствие фактического расхода топлива нормативу. Кроме того, такие программы позволяют оперативно заполнять любое количество путевых листов, чем существенно облегчают труд бухгалтера.

    Чем сложнее учет ГСМ в организации, тем большими возможностями должна обладать автоматизированная система. При выборе программы убедитесь, что она умеет:

    • вести единый реестр путевых листов;
    • учитывать поступление и расход ГСМ по автомобилям, водителям и видам ГСМ;
    • учитывать расход ГСМ по нормам расхода или по фактическому расходу на основании данных путевых листов с учетом сезонности и дорожных условий;
    • контролировать отклонения фактических затрат на ГСМ от нормативных (режимы экономии, перерасхода ГСМ);
    • формировать отчетность по водителям, видам и маркам ГСМ, по автомобилям в разрезе подразделений (отделов);
    • готовить печатные формы необходимых отчетов по пробегу и времени работы, по движению горючего и смазочных материалов, по выданным автозапчастям и многое другое.

    Системы спутниковой навигации

    Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации). Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила. В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

    Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.

    Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

    Зачем нужны показатели норм ГСМ?

    Нормы ГСМ необходимы для выполнения расчетов топлив по месту использования и потребления. Все показатели фиксируются в статистической, оперативной отчетности. Результат требуется, чтобы правильно и точно определить себестоимость перевозки на предприятии.
    Также нормы позволяют предварительно посчитать затраты на различные транспортные работы. Руководители предприятий смогут планировать ежемесячные и регулярные потребности, чтобы обеспечить организацию необходимыми нефтепродуктами в необходимом объеме. Нормы ГСМ требуются, чтобы проводить расчеты по налогообложению. Показатель позволяет определить необходимость в экономии, минимизации затрат в результате чрезмерного потребления нефтепродуктов.

    Покупка гсм по топливным картам без путевых листов

    Если в учреждении эксплуатируются транспортные средства или агрегаты, расходующие в процессе работы ГСМ, списание ГСМ должно производиться на основании путевых листов, учетных листов агрегатов с учетом нормативов. При наличии большого транспортного хозяйства, разнообразных видов деятельности, источников финансирования остро стоят задачи автоматизации выписки путевых листов, правильного списания ГСМ по статьям расходов.

    Стоимость приобретаемого топ­лива отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» аналитические счета 0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения» или 0 105 33 000 «Го­рю­че-смазочные материалы — иное движимое имущество учреждения». При заправке топлива на АЗС основанием для его оприходования служат авансовый отчет водителя, утвержденный руководителем учреждения, и приложенные к нему чеки ККТ, подтверждающие факт покупки.

    Системы спутниковой навигации

    Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации). Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила. В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

    Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы

    Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию

    Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

    Путевые листы: оформление и порядок списания ГСМ

    Однако она разработана для автомобильных организаций. В связи с этим у бухгалтеров бюджетных учреждений часто возникает вопрос: должны ли они использовать форму путевого листа, приведенную в данном постановлении, или им следует разработать свою?Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23 (далее — Письмо N 03-03-04/2/23) разъяснил, что форма путевых листов, утвержденная Постановлением N 78, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных, автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер только для автотранспортных организаций.Остальные организации, в том числе и бюджетные, могут разработать


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *