Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли особо охраняемых территорий делятся на земли значения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г., посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов
Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.
Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.
Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:
- установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
- закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
- придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.
Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:
- особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
- зоны экологического бедствия.
Государственные природные заповедники
Государственные природные заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымается из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветите- льское значение как образцы естественной природной сре- ды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного запо- ведиика и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке, установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального и регионального значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения органами государственной власти субъектов Федерации.
Названные органы утверждают границы и определяют режим особой охраны тер1риторий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, занятых памятниками природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Передача памятников природы и -их территорий под охрану этих лиц оформляется охранным обязательством, паспортом или другим документом, выданным специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны Памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев (п. 10 ст. 95 ЗК РФ).
Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.
Основополагающим критерием является:
- именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
- наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
- прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).
Историко-культурная ценность
В данную группу относятся земельные участки, на которых размещены памятники, истории, культуры, архитектуры, ландшафтного искусства, военные захоронения и другие объекты, сохранность которых имеет большое значение для истории и культурного наследия государства.
На таких землях не проводится хозяйственная деятельность, здесь нельзя заниматься работами, которые могут принести вред охраняемой земле и объектам на ней. Правовой режим относительно такой земли обязателен для соблюдения физическими и юридическими лицами.
Если у такого участка есть собственник, он обязан охранять культурное и историческое наследие, принимать меры по его защите от вандализма.
ВНИМАНИЕ! Когда собственник земли с историко-культурным значением не занимается ее охранной, такую землю могут у владельца изъять. Такое положение предусмотрено Федеральным Законом под номером 78 (статья 54).
Юридическая значимость
Когда проходит специальная оценка земель и выведение их в категорию охраняемых законом государства, устанавливается их правовой статус и режим. У физических и юридических лиц больше нет возможности использовать землю в других целях.
Территории с статусом охраняемых это земельные площади с особенным значением – реакционным, научным, оздоровительным. Также значение может быть культурно-историческим и даже эстетическим.
ВНИМАНИЕ! Должен соблюдаться порядок отнесения к охраняемым территориям, иначе такой статус будет не законным.
Согласно такому порядку земли в специальную категорию значимых природных ресурсов выделяются документально подтвержденным решением федеральных государственных органов. Основная цель принятия решения – защита ценного участка от использования его в самых разных целях.
После присвоения статуса участок может использоваться только в нескольких экологических и социальных направлениях:
- Для организации эффективной охраны природного ресурса. Может быть использован под заказник участок, под заповедник.
- Для организации места отдыха для граждан. При этом должны соблюдаться все требования к охране экологии.
- Для сохранности культурного наследия (исторического).
- Для улучшения общего состояния экологии в регионе.
Как разделяются охраняемые объекты и территории в зависимости от цели использования. Выделяется несколько групп.
- Земельные площади с природоохраняемым значением.
- Участки с реакционным значением.
- Объекты и земли значения культурного и исторического.
- Территории, имеющие оздоровительную ценность. На них, как правило, размещены курорты, санатории.
Также в состав таких земельных площадей могут входить и участки к другим значением, которые, по Земельному Кодексу, требуют особенной охраны. Могут иметь значение охраняемых береговые полосы, участки микрозаповедников, некоторые территории в пределах населенных пунктов.
Государственные природные заповедники
Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:
- обеспечения естественного хода природных процессов;
- сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
- поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
- проведения исследований;
- осуществления экологического мониторинга;
- организации экологического просвещения;
- развитие познавательного туризма.
Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.
Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).
В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.
Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:
- наделен гражданской правосубъектностью;
- подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
- может заключать гражданские сделки;
- вправе выступать работодателем;
- может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.
Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.
Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:
- предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
- оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.
На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:
- предотвращение стихийных бедствий;
- обеспечение противопожарной и санбезопасности;
- осуществление экологического надзора;
- выполнение исследовательских задач.
Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.
Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.
Государственные природные заказники
Природными заказниками признаются специально выделенные площади суши или акватории, оказывающие значимое влияние на сохранение и/или восстановление экосистем, их компонентов, поддержание экобаланса в целом.
Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий этого вида регламентирован Законом РФ № 33-ФЗ. Выделяются заказники, имеющие общефедеральное и региональное значение. Учреждение заказников возможно как с изъятием у частных владельцев входящих в него участков, так и без такового.
Заказники не могут располагаться на территориях государственных заповедников и национальных парков.
Профили заказников:
- ландшафтные, предназначенные для сохранения и восстановления целостных природных комплексов;
- биологические, созданные для сохранения исчезающих видов живых организмов (в зависимости от специализации подразделяются на ботанические и зоологические);
- палеонтологические, используемые для сохранения естественного состояния ископаемых объектов;
- гидрологические (морские, озерные, болотные);
- геологические, созданные для защиты неживой природы.
Заказники общефедерального значения создаются по решению центрального Правительства. Инициатором выступает Минприроды РФ. Заказники регионального значения учреждаются по решению высшего органа власти субъекта РФ.
Допускается преобразование заказника федерального значения в заказник регионального при условии, что природоохранная зона в целом не выходит за пределы соответствующего субъекта РФ. Заказники управляются теми же бюджетными госучреждениями, в ведении которых находятся заповедники и природные парки. Для обеспечения функционирования заказников на местах создается администрация.
Объекты Всемирного наследия
На территории России расположены 11 территориальных объектов, относящихся к Мировому природному наследию.
Это следующие зоны:
- леса Коми (север Уральских гор);
- вулканы камчатского полуострова;
- Ленские столбы (национальный парк Якутии);
- озеро Байкал (глубочайшее озеро на планете);
- остров Врангеля (находится в Северно-Ледовитом океане);
- горы Алтая (горная система Центральной Азии и юга Сибири);
- Сихотэ-Алиньский комплекс (расположен на Дальнем Востоке);
- районы западного Кавказа (часть горной системы Большого Кавказа);
- Даурский биосферный заповедник (природная территория Монгол-Дагуур);
- Убсунурская котловина (природный биосферный заповедник в республике Тыва);
- плато Путорана (горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья).
Все земли, включенные в зону всемирного наследия и охраны, включают в себя 5 национальных парков, 13 заповедников и 2 госзаказника. В России общее число территорий со статусом ООПТ составляет 12 000. Их общая площадь порядка 233 млн га. Большую часть из них (около 65%) занимают охраняемые земли регионального значения.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Что это значит для ведения коммерческой деятельности на землях ООПТ?
В одном из дел индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов (далее — министерство) о признании незаконным решения об отказе в выдаче предпринимателю разрешения на установку на территории зоопарка пяти аттракционов с учетом законной деятельности, связанной с деятельностью памятника природы — парка, не ведущей к изменению режима или внешнего вида памятников природы парка (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.03.2021 № Ф08-500/2021 по делу № А32-5678/2020).
Суды установили, что спорный земельный участок расположен в границах ООПТ регионального значения — памятник природы — парк.
Министерство ссылалось на постановление губернатора Краснодарского края от 31.03.2016 № 164 «Об утверждении границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар» (далее — постановление № 164), в соответствии с которым на всей территории памятников природы запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств территории.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа министерства незаконным, так как размещение аттракционов противоречит режиму особой охраны природной территории парка.
Ссылки предпринимателя на размещение аттракционов на территории частной собственности были отклонены, так как независимо от уровня собственности земельный участок входит в границы ООПТ, монтаж спорных аттракционов, в том числе с учетом результатов проверки Управления государственного экологического надзора и выданного предписания, невозможен в силу прямого запрета, установленного постановлением № 164.
В данном примере мы видим противоречие режима частной собственности и режима особой охраны территории. Как высказался суд, неважен уровень собственности, если земельный участок входит в границы особо охраняемой природной территории. Такое понимание режима особой охраны автоматически позволяет ограничивать права собственников земельных участков и иной недвижимости, расположенной на территории, входящей в состав ООПТ.
В кассационной жалобе ИП привел следующие доводы: суды пришли к неверным выводам о наличии императивного запрета на размещение спорных аттракционов на земельном участке, находящемся в границах ООПТ, противоречащим ст. 51 ГрК РФ:
-
в паспорте памятника природы регионального значения (утв. приказом министерства от 11.02.2019 № 265) прямо указано, что одной из целей создания памятника природы является создание условий для отдыха населения. Согласно градостроительному плану парка, эта территория относится к рекреационной зоне;
-
размещение, установка каруселей/аттракционов на спорном участке в качестве обустройства мест отдыха не могут рассматриваться в качестве строений, сооружений, которые приведут к изменению режима или внешнего вида памятника природы, поскольку предназначены для оказания рекреационных услуг;
-
при установке аттракционов не будет нанесен ущерб окружающей среде, а также изменен внешний вид памятника природы, не потребуется проводить работы по вырубке зеленых насаждений. То есть при установке аттракционов не наступит ни одного события, факта, который можно было бы трактовать как изменение внешнего вида памятника природы.
Перевод земель в другую категорию
Присвоение статуса особенно охраняемых может со временем быть приостановлено из-за того, что участок земли утратил свое эстетическое или экологическое, другое значение.
ВАЖНО! Перевод земель из одной категории в другую возможен по законодательству РФ.
Как оформить другой статус земельной площади, вывести ее из перечня охраняемых? Необходимо подтвердить тот факт, что земля больше не предоставляет особенную ценность.
Для подтверждения проводится экспертиза – экологическая, государственная, другая.
Изменения в статус вносит тот орган региональной власти, который занимается земельным кадастром. Он имеет право внести изменения и узаконить их. Чтобы вывести землю из-под определения охраняемой, нужно подать целый список документов в местные органы власти. К таким документам относятся:
- копия документа, который может подтвердить личность,
- для физического лица выписка из ЕГРИП, для юридического – из ЕГРЮЛ,
- выписка из реестра недвижимости,
- согласие от первообладателя участка на изменение его статуса.
Обязательно следует иметь на руках заключение экологической экспертизы о том, что земельная площадь действительно утратила свое значение, например, оздоровительное.
Государственные природные заповедники
Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:
- обеспечения естественного хода природных процессов;
- сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
- поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
- проведения исследований;
- осуществления экологического мониторинга;
- организации экологического просвещения;
- развитие познавательного туризма.
Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.
Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).
В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.
Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:
- наделен гражданской правосубъектностью;
- подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
- может заключать гражданские сделки;
- вправе выступать работодателем;
- может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.
Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.
Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:
- предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
- оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.
На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:
- предотвращение стихийных бедствий;
- обеспечение противопожарной и санбезопасности;
- осуществление экологического надзора;
- выполнение исследовательских задач.
Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.
6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.