Памятка по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мать, которая не оформила временную регистрацию своему ребенку, не может находиться с ним на территории Российской Федерации. Регистрация ребенка происходит по аналогичным правилам, с теми же сроками. Таким образом, все дети иностранных граждан должны встать на учет не позднее указанного срока со дня въезда в страну.

Что требуется от принимающей стороны

Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.

Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.

Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.

Нарушение миграционного учета: штрафы

Если иностранный подданный въехал на территорию РФ без:

  • регистрации по реальному адресу своего нахождения;
  • уведомления о своем прибытии соответствующих органов власти;
  • отрывного корешка бланка регистрации и уведомления (включая его потерю),

то он является нарушителем миграционного порядка. При этом ответственность несут обе стороны (прибывшая и принимающая): 1.Иностранный гражданин наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения лицо больше не имеет права пересекать границу РФ. 2.Принимающая сторона так же штрафуется:

  • физические лица – от 2000 до 4000 рублей.;
  • должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • юридические лица – от 400 000 до 500 000 рублей

В каких помещениях допускается встать на миграционный учет

По общему правилу лицо с иностранным гражданством или без гражданства вовсе подлежит регистрации по месту жительства в том жилом помещении, право пользования которым он имеет. При этом не имеет значения, в собственности ли находится недвижимость, в аренде, собственно пользовании (безвозмездном) или на ином основании предоставлена лицу.

Однако если говорить о регистрации по месту фактического нахождения данного лица, то закон упоминает несколько видов помещений, где эта процедура может быть реализована. В их числе:

  • любое жилое помещение (комната в общежитии, квартира, жилой дом и т.п.);
  • отели и тому подобные организации, которые предоставляют возможность проживать на ее территории (например, санаторий);
  • лечебное учреждение, в котором такое лицо находится на стационарном медицинском лечении;
  • ночлежки и аналогичные организации социальной помощи населения;
  • помещения предприятий, не имеющие адреса (при условии, что лицо на этом предприятии осуществляет трудовую или иную приносящую доход деятельность, которая не запрещена российским законодательством).
Читайте также:  Обжалование постановления об административном правонарушении

У иностранца имеется в России свое жилье — как встать на миграционный учет

В данном частном случае процедура будет идентичной, за исключением того, что мигрант сам является заявителем (но только если фактически проживает в своей квартире или доме). Помимо заполненного уведомления он должен предъявить удостоверяющий личность документ и подтверждение права собственности на жилье. В остальном процедура подчиняется общим правилам миграционного учета.

Важно! Право собственности на недвижимость может не подтверждаться заявителем самостоятельно. В этом случае должностное лицо миграционного органа самостоятельно направляет межведомственный запрос в Росреестр.

Также стоит отметить, что с сентября 2020 года иностранные собственники жилья в России имеют возможность регистрировать других мигрантов в своем жилье даже при отсутствии вида на жительства в РФ.

Процедура постановки на учет иностранного гражданина в РФ

Складывается она из нескольких шагов:

  1. Получение от принимаемого мигранта удостоверяющего личность документа и его миграционной карты.
  2. Заполнение уведомления.
  3. Его направление с приложениями (в частности, документа о праве собственности на жилую недвижимость) в орган миграционного учета по месту нахождения (например, управление по вопросам миграции региона).
  4. Получение заявителем отрывной части уведомления.
  5. Передача ее мигранту как подтверждение выполнения данной обязанности (если он сам не выступал в качестве заявителя).

Конкретный перечень необходимых документов будет различен в каждой конкретной ситуации, но в общем виде складывается из уведомления, паспорта заявителя и подтверждения прав на жилой объект недвижимости.

Инструкция по временной регистрации иностранца

Алгоритм постановки иностранца на миграционный учёт в границах РФ состоит из нескольких шагов и выглядит так:

  1. Гражданин покидает родную страну и въезжает в Россию. На границе ему выдают миграционную карточку, которая понадобится для дальнейшей процедуры;
  2. Принимающее лицо оформляет заявление о приезде иностранца и подаёт его в госструктуру удобным способом;
  3. При проверке сотрудник изучает документы иностранца, после чего ставит на бланке печать и вручает его отрывную часть принимающему лицу;
  4. Часть бланка вручается иностранцу, после чего он может 90 дней официально находиться в РФ. По окончании срока регистрация продлевается, если нет – иностранец покидает территорию РФ.

Срок оформления миграционного учета

По общему правилу (не учитываем регистрацию по месту пребывания в гостиницах, спец. учреждениях и т.д.), иностранный гражданин обязан оформить миграционный учет в течение 7 рабочих дней с даты въезда в РФ.

НЕ оформлять учет имеют право:

  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС) – в течение 90 дней с даты въезда в РФ.
  • Граждане Беларуси и Украины – в течение 90 дней с даты въезда.
  • Граждане ЛНР и ДНР — в течение 180 дней с даты въезда.
  • Граждане Армении, Казахстана, Кыргызстана – в течение 30 дней с даты въезда.
  • Участники гос. программы по переселению соотечественников — в течение 30 дней с даты въезда.
  • Граждане Таджикистана и Узбекистана – в течение 15 дней с даты въезда.

Что считается местом пребывания

Местом пребывания считается место, где проживает гражданин, отличное от адреса постоянного проживания. Многие иностранцы, приезжая в Россию могут путаться в терминах, чем является временная регистрация – местом проживания или местом пребывания.

В законах нет понятия «временная регистрация», а есть учёт по месту пребывания. Слова «временная прописка» употребляется по старинке, еще с советских времён. Ведь именно в СССР активно действовал институт прописки. Ни у кого не возникало вопросов, обязательна ли она, а правоохранительные органы следили за её наличием у каждого жителя.

Современные законы переняли эти правовые механизмы из прошлого. Разве что, заменили слово «прописка» словом «регистрация», «постоянная» стала местом жительства, а «временная» — «местом пребывания». Кроме этого, процедура стала носить уведомительный, а не принудительный характер.

Читайте также:  Налог на 280 лошадиных сил в Санкт-Петербурге

Очевидно, что миграционный учет иностранных граждан должен быть реализован при обеспечении полного соответствия с действующим законодательством Российской Федерации. Перед тем, как отправляться в поездку в Россию, представителям иных государств необходимо изучить нормы законодательства страны посещения, касающиеся вопросов миграции.

Ведь если не учитывать предусмотренные особенности, то соискатель мало того, что может быть принудительно выдворен за пределы РФ, но также вполне возможно, что на его право въезда в Россию будет возложен запрет.

Во избежание подобных проблем следует изучать актуальные положения закона с учетом последних нововведений. Не редкость, когда Правительство решает скорректировать правила въезда для той или иной категории граждан. В качестве примера можно выделить Украину – в отношении ее жителей в 2017 году были отменены действующие преференции.

Причем изучением основных положений и ключевых тонкостей придется заняться не только иностранцу, но и принимающей стороне, так как она во многом ответственна за правильное проведение процедуры.

Особенно это актуально для работодателей, занимающихся трудоустройством жителей других государств. Если контролирующими структурами будут выявлены факты нарушения утвержденного порядка, организация может потерять несколько сотен тысяч. Более того, приостановка деятельности на срок до 3 месяцев в крупных фирмах становится причиной возникновения миллионных убытков. Поэтому наличие в штате квалифицированного юриста так важно для компаний, желающих избежать проблем с законом.

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.

Штрафы и наказания за просрочку или отсутствие данных

Любое нарушение миграционного законодательства влечет за собой последствия и для иммигранта, и для принимающей стороны.

Если иностранное лицо или лицо без гражданства нарушило правила въезда или пребывания в России, это может повлечь за собой штраф до 7 тысяч рублей (конкретная сумма зависит от субъекта страны) и принудительную депортацию с последующим запретом на въезд на территорию РФ.

Санкции в отношении российской стороны зависят от категории принимающего лица:

  • для физического лица – штраф от 2 до 5 тысяч рублей, привлечение к общественным работам или лишение свободы на срок до 3 лет (более суровое наказание предусмотрено при незаконной или фиктивной регистрации);
  • для должностного лица – штраф от 25 до 70 тысяч рублей, привлечение к общественным работам или лишение свободы на срок до 3 лет;
  • для юридического лица – штраф от 250 тысяч до 1 миллиона рублей, приостановка деятельности организации на срок до 90 дней.
Читайте также:  Регистрация ООО: свидетельство

Продление миграционного учета.

Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:

1 Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений.
2 Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям.
3 Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца.

Обязанности принимающей стороны

К основным обязанностям, которые ложатся на принимающую сторону, относятся:

  1. Своевременная регистрация иностранца в органах миграционного учета, правильное заполнение бланка на каждого прибывшего иммигранта.
  2. Передача отрывной части уведомления с отметкой о приеме приглашенной стороне.
  3. Контроль за соблюдением прочих правил миграционного учета: изменение основных данных в базе данных (например, при смене фамилии), действия во избежание превышения срока разрешенного проживания в России, т. е. возможное содействие в продлении или снятии с учета.

Сроки постановки на миграционный учет для разных категорий иностранцев.

Отступление от стандартных сроков постановки на миграционный учет иностранных граждан может быть оправдано наличием законных причин. В этом плане подразумевается лишь продление этих сроков (не сокращение). Доступно такое продление миграционного учета иностранного гражданина лишь по ограниченному перечню оснований. Специалисты с высокой квалификацией могут встать на учет на протяжении 90 дней после приезда. Участникам госпрограммы по переселению соотечественников дается меньший срок — миграционный учет иностранного гражданина в этом случае происходит за 30 дней.

Отсрочка по постановке на миграционный учет иностранных граждан в зависимости от гражданства:

отсрочка миграционного учета иностранного гражданина из Беларуси или Украины составит 90 дней;

гражданам Киргизии, Армении и Казахстана положено 30 дней;

выходцам из Таджикистана доступна наименьшая по количеству дней отсрочка — 15 дней.

Если в стандарте иностранцы должны стать на миграционный учет по месту пребывания за 7 дней, указанным категориям дается больше времени. Встать на миграционный учет иностранных граждан им придется до окончания отведенного времени (90, 30, 15 суток). В остальном процедура и место подачи для них ничем не отличается.

Особенности постановки на миграционный учет украинских граждан

Регистрация украинца по месту пребывания в России мало чем отличается от такой же процедуры для приезжающих из других стран, тем не менее существуют нюансы.

Для граждан Украины, которые вынуждены задержаться в РФ из-за неблагоприятной ситуации у себя дома, период временного пребывания может быть продлен до 180 дней.

Далее предстоит определиться с дальнейшим легальным проживанием в РФ: получить РВП, ВНЖ, трудоустроиться. Кстати, для работающих в России граждан Украины возможна временная регистрация на основании трудового договора (на срок действия документа, но не больше чем на год).

Кроме официального трудоустройства основаниями для продления сроков миграционного учета могут быть подача заявления на РВП, признание носителем русского языка или ходатайство от работодателя высококвалифицированного работника и др.

В таких ситуациях регистрация по месту пребывания гражданина Украины проходит по стандартному алгоритму.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *