Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление европротокола в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.
Тем не менее, порядок действий виновника аварии и пострадавшего по Европротоколу достаточно прост для запоминания и включает в себя следующие шаги:
- Прекратить движение и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль в момент ДТП стоял, его не нужно двигать с места.
- Выйти из машины и оценить последствия. Установить аварийный знак. Согласно Правилам дорожного движения знак ставится на расстоянии 15 м от авто в населенном пункте и на расстоянии 30 м за городом.
- Убедиться в отсутствии пострадавших и оценить примерный ущерб, полученный в результате ДТП. Согласовать со вторым участником процедуру оформления дорожного происшествия. Если договориться не удается, вызвать ГИБДД.
- Если стороны пришли к соглашению об оформлении Европротокола, зафиксировать при помощи средств фото- и видеофиксации последствия аварии. Снимать нужно общий план, показывающий расположение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры, номерные знаки автомобилей, повреждения транспортных средств, следы торможения, места нахождения обломков ТС.
- Убрать автомобили с дороги, если они препятствуют движению. происшествия (Ф. И. О., адрес, телефон). Если возможно, взять с них письменные показания. Показания свидетелей ускорят расследование аварии при возникновении спора уже после того, как участники покинут место ДТП.
- Заполнить Извещение о ДТП.
Срок подачи в страховую компанию
Предупредить страховую компанию оба участника аварии должны в кратчайшие сроки. Однако предельный период у них различный. Срок действия Европротокола для пострадавшего лица составляет 15 календарных дней без учета выходных и праздников. При превышении этого времени возмещать ущерб придется в судебном порядке.
Порядок действий, детально объясняющий, что делать и куда идти с Европротоколом после оформления ДТП, а также сроки извещения страховщика для виновника происшествия прописаны в страховом договоре. Несвоевременное извещение страховщика грозит серьезными финансовыми последствиями. Законом установлена ответственность, если Извещение не подано в течение 5 рабочих дней со дня аварии (п.
ж ст. 14 Закона «Об ОСАГО»).
При этом граждане могут выбирать, как известить страховую компанию о ДТП. Это может быть личное посещение ближайшего офиса или отправка почтового уведомления. Если пользоваться услугами почты, то потребуется нотариальное удостоверение подписи на заявлении пострадавшего лица.
Что делать после заполнения европротокола?
После заполнения европротокола в 2023 году извещение направляется в страховую компанию не позднее 5 суток с момента совершения ДТП. Каждый водитель предоставляет свой бланк протокола в фирму, в которой он обслуживается. Но это ещё не всё. Вы должны подтвердить, что не превысили 5-дневный срок подачи извещения. С этой целью надо забрать копию с отметкой о принятии документа. Если вдруг страховая компания решит открыть спор о несвоевременности сообщения о дорожно-транспортном происшествии, такая отметка будет как нельзя кстати.
Обратите внимание, что в 2023 году первые 15 дней с момента происшествия и оформления европротокола отправлять машину в ремонт нельзя. Это не должно вызвать каких-либо неудобств, т. к. основанием для европротокола служат незначительные дефекты типа царапин и небольших сколов. А потому вы сможете без проблем передвигаться на своём автомобиле и дальше по городу.
Штраф за неоформление извещения
В 2023 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Где взять бланк европротокола
При взыскании средств с виновника пострадавший может дополнительно взыскать компенсацию за утрату товарной стоимости транспортного средства. Если полученная сумма превышает максимальную выплату по ОСАГО, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ взыскать ущерб сверх лимита можно с виновника происшествия.
- сразу после ДТП нужно остановиться и выставить знак аварийной остановки, сохранив все следы и детали ДТП;
- совместно со вторым участником ДТП прийти к согласию касательно его виновника, обстоятельств и нанесенных повреждений, учитывая размер максимальной выплаты по европротоколу;
- совместно со вторым участником ДТП заполнить один бланк извещения о ДТП, в котором будут четко указаны персональные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, его виновник, а также нанесенные автомобилям повреждения;
- по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП: сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы.
Знакомое всем водителям Извещение о ДТП — это и есть бланк Европротокола. Дополнительное значение ему придает лишь сама процедура оформления. Страховые компании обязаны принимать Европротокол без документов дорожной инспекции.
Сколько может выплатить страховая компания по европротоколу
Что делать если виновник не едет в страховую
Это все выполняется в автоматизированном режиме, к бумажной волоките отношения не имеет. по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы. Тем не менее, порядок действий виновника аварии и пострадавшего по Европротоколу достаточно прост для запоминания и включает в себя следующие шаги:
Однако если виновник отказывает, то пострадавшая сторона все равно получает выплату.
Лимиты ответственности при оформлении аварии по Европротоколу ОСАГО
Ранее оформить и получить выплаты ОСАГО по Европротоколу могли только водители республики Татарстан, Москвы и Сантк-Петербурга, а также областей этих городов. Это было связано с внедрением и опробованием новой системы. Теперь же выплаты и их размеры распространяются на всех россиян, имеющих ОСАГО, вне зависимости от региона.
Изначально лимит выплат при таком алгоритме действий после происшествия составлял 100 тысяч рублей. Потом максимальные выплаты по ОСАГО по Европротоколу повысили до 400 тысяч рублей. Но есть поправки – меньшую сумму получают водители, которые провели фотофиксацию, но имеют разногласия на тему причин аварии. Сто тысяч максимально выплатят и если водители отказываются фиксировать на фото машины. Если получится заснять на фото (а лучше и на видео) столкнувшиеся автомобили, то максимальная выплата ОСАГО по Европротоколу составит 400000 рублей. Это при отсутствии разногласии между сторонами.
Можно ли оспорить сумму выплаты?
Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).
В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.
Условия оформления европротокола
Воспользоваться процедурой оформления ДТП без участия сотрудников полиции можно только при соблюдении нескольких условий:
- Место ДТП — РФ.
- В ДТП участвовали только два ТС (в том числе с прицепами) и повреждены только они.
- Ничья жизнь и здоровье в ДТП не пострадали.
- У обоих водителей ТС, участвовавших в ДТП, оформлены полисы ОСАГО. Убедиться в том, что полис действителен, а указанные в нем данные водителя и реквизиты ТС верны, можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
- Если одно из ТС, участвовавших в ДТП, зарегистрировано на территории другого государства, но у владельца такого ТС имеется международный страховой полис «Зеленая карта». Для ознакомления с порядком назначения возмещения по «Зеленой карте» потребуется связаться с представителем РСА.
- Если кто-то из участников ДТП признает себя виновником аварии.
- Если потерпевший согласен с суммой возмещения, предусмотренной европротоколом.
Ключевые пункты европротокола
Европротокол заполняется с двух сторон обоими участниками ДТП, а содержит он следующие пункты:
Сторона | Графа № | Название | Информация |
---|---|---|---|
Лицевая сторона | 1 | Место ДТП | Указывается точное место, где произошло ДТП. Если ДТП произошло рядом с каким-либо домом — указывается точный адрес этого дома (улица и номера). Если авария произошла на перекрестке — указывается название улиц. Если авария произошла за пределами населенного пункта — указывается название трассы, километр и направление движения. |
2 | Дата ДТП | Указывается точная дата ДТП — год, месяц, число и точное время. | |
3 | Количество поврежденных ТС | Нужно обязательно поставить число «2». Если же в ДТП было повреждено более 2 машин, то придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
4 | Количество раненых и погибших | Нужно в обеих ячейках поставить прочерк — если в ДТП кто-либо пострадал или даже погиб, то придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
5 | Проводилось ли освидетельствование участников аварии на состояние опьянения? | Здесь нужно выбрать пункт «Нет», поскольку отправить на освидетельствование может только сотрудник ГИБДД | |
6 | Материальный ущерб, нанесенный другим ТС | Тут нужно выбрать «Нет» в обоих случаях. Если же было повреждено другое ТС и/или имущество третьего лица, то в таком случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол. | |
7 | Свидетели | Желательно в этом пункте указать хотя бы 1-2 свидетелей ДТП (в случае возникновения спора страховая компания может опросить свидетелей). Необходимо указать их полное имя, телефон и домашний адрес. | |
8 | Оформление сотрудниками ГИБДД | Здесь необходимо выбрать пункт «Нет», поскольку европротокол оформляется без участия ГИБДД | |
9 | Транспортное средство | Тут указывается краткая информация о транспортном средстве (согласно свидетельству о регистрации ТС). | |
10 | Собственник ТС | Указывается полное имя владельца ТС, а также его домашний адрес. | |
11 | Водитель ТС | Указывается полное имя человека, который управлял ТС на момент аварии (ведь в общем случае машиной может управлять не только собственник ТС). | |
12 | Страховщик | Здесь необходимо указать краткую информацию о страховщике — название компании, номер полиса, срок действия и тип страховки. | |
13 | Место удара | Этот пункт представляет собой картинку, на которой изображено несколько транспортных средств — вы должны стрелкой указать место удара. | |
14 | Перечень и характер повреждений | В этом пункте необходимо разместить информацию о всех повреждениях. Также необходимо указать степень нанесенных повреждений (вмятина, трещина, царапина и так далее). | |
15 | Замечания | В этом пункте виновник аварии должен указать, что он признает свою вину, а ниже в этом же пункте он должен поставить свою подпись. Этот пункт является очень важным: если виновник ДТП не признает свою вину и не распишется в этом пункте, то никакой юридической силы этот протокол не имеет. | |
16 | Обстоятельства | В этом пункте необходимо поставить галочку во всех ячейках, которые соответствуют вашей ситуаций. С помощью этой информации можно узнать некоторую информацию о том, как двигались транспортные средства на момент аварии (например, обгонял ли один водитель другого). В конце этого пункта необходимо указать количество отмеченных ячеек (за счет этого повышается надежность протокола). | |
17 | Схема аварии | Тут необходимо нарисовать схему ДТП. На схеме нужно нарисовать дорогу, транспортные средства, стрелками отметить направление их движения, крестиком отметить точку место столкновения и так далее. Эта схема не должна противоречить предыдущим пунктам. | |
18 | Подписи | После составления протокола обе стороны должны подписать его. Если одна из сторон не согласна с некоторыми деталями, то она может попросить другую сторону внести изменения. После внесения изменений протокол подписывается. Если же другая сторона отказывается вносить изменения либо первая сторона не хочет ставить свою подпись, то европротокол аннулируется, а после этого следует вызвать ГИБДД и составить стандартный протокол. Следует помнить, что после подписания европротокола вносить в него какие-либо исправления в одностороннем порядке запрещено. | |
Лицевая | 1 | Транспортное средство | Указывается сторона, которая заполняет эту часть протокола. |
2 | Обстоятельства аварии | Здесь необходимо кратко описать обстоятельства аварии (место ДТП, дата, информация о движении вашего ТС, информация о движении ТС другого человека и так далее). | |
3 | ТС находилось под управлением | В этом пункте необходимо указать, кто именно управлял транспортным средством (собственник авто или какой-либо другой человек). | |
4 | Сведения о других ТС (в случае более 2 участников ДТП) | В этой графе необходимо указать информацию о других ТС, которые пострадали в аварии. Тут следует поставить прочерк поскольку европротокол составляется только тогда, когда пострадало только 2 транспортных средства (в противном случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол). | |
5 | Повреждение иного имущества | В этом пункте указывается информация о других людях, которые пострадали в ДТП. Тут необходимо поставить прочерк, поскольку европротокол составляется только тогда, когда пострадало только 2 транспортных средства (в противном случае придется вызывать ГИБДД и составлять стандартный протокол). | |
6 | Может ли сейчас ТС передвигаться своим ходом? | Вы ставите либо «Да», либо «Нет». Если вы поставили «Нет», необходимо указать информацию о том, как и куда вы будете эвакуировать свою машину. | |
7 | Примечания | Если ДТП было зафиксировано на фото- или видеоаппаратуру, то в этом пункте необходимо отразить этот факт. В конце этого пункта ставится дата; также здесь необходимо указать свое полное имя и поставить подпись. |
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.