Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Срыв погрузки перевозчиком – термин, описываемый в первом и втором пунктах статьи 34 Устава. Раздел называется «невывоз по вине перевозчика груза…» и «непредоставление ТС…». Пункт 9 того же устава гласит, что отправитель может отказаться от реализации условий соглашения и потребовать уплату штрафа с транспортной компании, если она предоставила автомобили, контейнеры, неприспособленные для перевозки, или они прибыли в конечный пункт с опозданием.

Срыв погрузки по вине заказчика

В Уставе УАТиГНЭТ срыв погрузки заказчиком регламентируется пунктами 1 и 2 статьи 35 и комментируется как «непредъявление для перевозки груза…» или «отказ от пользования ТС…».

В пункте 4 этого же устава приводятся случаи, в которых товар будет считаться не подготовленным к транспортировке:

  • Предъявление груза с опозданием.
  • Предъявление продукции, предназначенной для доставки в другой пункт (не тот, который оговорен в заявке).
  • Предъявление материальных ценностей, не оговоренных в соглашении;
  • Срыв загрузки по вине заказчика, если товар не соответствует требованиям регламента перевозки, или не был приведен в готовность в течение отведенного срока.

Правила устава не уточняют, сколько времени должно пройти после истечения срока, чтобы погрузка была признана сорванной из-за опоздания.

Как сказано в пункте 30 ППГАТ, груз признается готовым к транспортировке, если он соответствует конкретным требованиям:

Параметр: Соответствие:
Подготовка наличие упаковки и затаренность согласно стандартам, техническим актам или другим документам, сопровождающим груз, тару и упаковку
Упаковка (если она имеется) присутствует маркировка
Масса не должна быть иной, чем приведена в накладной документации.

Если упростить все выписки – когда перевозчик прибывает для разгрузки, но ему отказывают по причине: «вода не разлита, коробки не запечатаны и др.», то это и значит «срыв погрузки по вине заказчика», так как товар не был подготовлен должным образом.

Правомерность штрафа, если потерпевшая сторона не понесла фактических убытков

Многих волнует ситуация, в которой экспедитор выдвигает штраф за срыв работ, когда владелец груза не предъявлял экспедитору претензий. Экспедиторов интересует, справедливы ли требования перевозчика заплатить наказание за неподачу груза, если он не явился на загрузку.

Согласно Гражданскому кодексу, неустойка – это денежные средства, выступающие обеспечением сторон для исполнения всех возложенных на них обязательств. Ч. 1 ст. 330 ГК гласит, что, если есть требования возместить ущерб, то кредитор не должен доказывать факт наличия убытков. Из этого выходит, что, если договор или другие акты описывают конкретный штраф за срыв загрузки, ни перевозчику, ни заказчику не требуется подтверждать, что в результате конкретных действий они понесли финансовые потери.

Срыв погрузки по вине перевозчика

Срыв погрузки по вине перевозчика может произойти в том случае, когда не будет подано транспортное средство для осуществления погрузки. При этом в договоре, заключенном между перевозчиком и грузовладельцем, прописано, когда именно требуется автомобильный транспорт. Кроме того, заказчик имеет право отказаться от осуществления грузоперевозок и потребовать оплатить штрафные санкции за срыв доставки, если транспортное средство будет непригодно для осуществления перевозки.

Кроме того, подача транспортного срока также должна осуществлять точно в срок. Опоздание не допускается. Правда в данном случае все же упоминание о том, на какое время допускается опоздание подати автомобиля. Оно не должно превышать 2 часов.

Что касается размера штрафных санкций, то он определяется сторонами при заключении договора на доставку груза. Как правило, он составляет 20% от стоимости договора. Однако процент может изменяться в зависимости от того, к какой договоренности придут перевозчик и грузоотправитель.

Если в договоре по какой-то причине не указан размер штрафных санкций при срыве погрузки, то стороны имеют право договориться о возмещении убытков согласно статьи 15 Гражданского Кодекса.

Срыв погрузки необходимо правильно оформить. Для этого потребуется составить акт, в котором следует указать все известные сведения. К акту необходимо приложить фотографии, полученные с камер спутникового слежения. Акт должны подписать все лица, которые участвуют в разбирательстве. Составленный акт прикладывается к претензии за срыв погрузки. Он отправляется той стороне договора, которая является виновной в случившемся. На основании составленного акта можно требовать уплаты штрафных санкций.

В тех случаях, когда виновник отказывается платить штраф, есть смысл обратиться в суд.

Стоит отметить, что в Гражданском Кодексе определяется понятие неустойки, как денежная сумма, которая оплачивается виновником из-за не обеспечения своих обязательств по заключенному договору. При этом, если кредитор требует оплатить неустойку, то он не обязан доказывать, что понес убытки.

Если же в договоре четко прописан штраф за срыв погрузки, то ни одна из сторон не должна доказывать факт того, что были понесены убытки. Штраф подлежит оплате в обязательном порядке.

Административная ответственность за перегруз

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват

В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП. Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо — водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром. Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии. Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить. На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить. В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль. Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины — это обычный риск предпринимателя.

Читайте также:  Регистрация и заключение брака с иностранцем в России в 2022 году

Приказ Министерства транспорта РФ от 10 марта 2016 г. № 53 “О внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7”

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553, № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. I), ст. 4590, № 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. I), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. I), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359, № 48 (ч. I), ст. 6723) приказываю:

Внести изменения в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., регистрационный № 32585), согласно приложению к настоящему приказу.

Министр М.Ю. Соколов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2016 г.

Текущая точка зрения чиновников: штрафы не облагаются НДС

Чиновники рекомендуют полученные от покупателя суммы неустоек (штрафов и пеней) расценивать как меру ответственности за просрочку оплаты товаров и услуг и применять к ним положения постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07. В соответствии с этим постановлением сумма неустойки, полученная продавцом от покупателя, считается мерой ответственности за несоблюдение сроков договорных обязательств и потому не связана с оплатой реализованных товаров по ст. 162 НК РФ. Следовательно, такая неустойка не подлежит обложению НДС. Позиция Минфина РФ о невключении суммы штрафов в налоговую базу по НДС приведена в письмах от 27.07.2016 № 03-07-11/43854, от 07.10.2015 № 03-07-07/57255.

В то же время Минфин России подчеркивает, что если определенные договорными условиями суммы неустоек и штрафов по своему существу не являются таковыми и являются на самом деле элементом ценообразования, предусматривающим оплату реализованных товаров (работ, услуг), то указанные суммы подлежат обложению НДС (письма Минфина России от 05.10.2016 № 03-07-11/57924, от 09.11.2015 № 03-07-11/64436, от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 , а также постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07 по делу № А55-3867/2006-22, ФАС Московского округа от 11.03.2009 № КА-А40/1255-09 по делу № А40-32554/08-129-101 и ФАС Северо-Кавказского округа от 07.07.2011 по делу № А32-40880/2009).

Имеются и многочисленные решения судов, разделяющие мнение, что полученные штрафы НДС не облагаются. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.01.2016 № Ф08-9883/2015 по делу № А01-25/2015 пришел к выводу, что суммы полученных от покупателей штрафных санкций не подлежат обложению НДС, так как уплата неустойки связана с нарушением условий договора, а сумма неустойки платится сверх цены товаров (работ, услуг) и не увеличивает их стоимость.

ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/13 по делу № А40-82044/2013 указал, что суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС по подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Аналогичные выводы приведены в решении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 № Ф06-18029/13 по делу № А72-278/2014.

ФАС Московского округа подтвердил, что согласно п. 2 ст. 395 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 14 уплата процентов за пользование чужими денежными средствами считается мерой ответственности за несоблюдение договорных условий, а значит, она не относится к оплате за товар по смыслу п. 2 ст. 153, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ и не подлежит обложению НДС (постановления ФАС Московского округа от 13.11.2008 № КА-А40/10586-08 по делу № А41-3502/08).

Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2007 по делу № А29-7483/2006а (определением ВАС РФ от 10.09.2007 № 10714/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2006 по делу № А05-7544/2006-34 (определением ВАС РФ от 29.03.2007 № 3432/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Центрального округа от 16.09.2008 по делу № А54-3386/2006-С21.

ФАС Московского округа также отметил, что неустойка обладает собственной правовой природой, не связанной с объектом налогообложения по НДС. Поэтому денежные средства, полученные как неустойка за несвоевременное исполнение договорных обязательств, не облагаются НДС (постановление ФАС Московского округа от 28.07.2009 № КГ-А40/6668-09 по делу № А40-84761/08-7-816). Такой же вывод содержат определение Верховного суда РФ от 02.09.2015 № 305-ЭС15-7719 по делу № А40-20035/2014, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2015 № Ф06-3084/2015 по делу № А12-2805/2015, ФАС Московского округа от 25.04.2012 по делу № А40-71490/11-107-305.

В постановлении ФАС Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-464/09-С3 по делу № А76-5994/2008-46-131 арбитры указали, что неустойка считается одним из способов обеспечения выполнения договорных обязательств, связана с неисполнением условий соглашения об оплате, возмещает вероятные или понесенные убытки стороны договора и оплачивается свыше стоимости товара. Следовательно, получение неустойки (пени, штрафа) не относится к операциям, подлежащим обложению НДС, и не подпадает под действие подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Этот же вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/2013 по делу № А40-82044/13-45-133.

ФАС Центрального округа определил, что пени, уплаченные покупателем поставщику за несоблюдение условий договора по оплате товара, не подлежат налогообложению НДС, так как во время получения пени не совершается переход права собственности на товар. В ст. 146 НК РФ не указано, что санкции попадают под налогообложение НДС. Суммы, включаемые в базу и определенные ст. 154–158 НК РФ, также не имеют в своем перечне сумм санкций за соблюдение условий договорных обязательств. Обложению НДС подлежат лишь суммы, которые увеличивают стоимость реализуемого товара (постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2008 по делу № А08-4124/07-22).

Дополнительно смотрите материал «Облагаются ли НДС хозяйственные штрафы?».

Предоставление недостоверных сведений… …о массе и габаритах груза

При перевозке груза грузоотправитель может столкнуться и с другими неприятными моментами. В частности, Уставом автомобильного транспорта предусмотрены штрафные санкции за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности. В этом случае с грузоотправителя в пользу перевозчика взыскивается штраф в размере 20% провозной платы. Более того, уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Следует отметить, что сумма ущерба перевозчика в случаях несоблюдения им установленных требований бывает довольно высока. Например, если во время проверки выяснится, что при перевозке грузов перевозчик допустил превышение более чем на 5% разрешенной максимальной массы или нагрузки на ось, указанной в специальном разрешении, на него налагается административный штраф, в частности, на водителя в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб. (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ). Кроме того, для перевозчика установлена административная ответственность за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения, а также за перевозку крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см (п. п. 1, 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Предельно допустимые габариты транспортных средств

 Длина 
 Ширина 
 Высота
 Одиночное ТС, прицеп - 12 м
Все транспортные 
средства - 2,55 м
Все транспортные
средства - 4м
 Автопоезд - 20 м 
Изотермические кузова 
транспортных
средств - 2,6 м

Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеров.

Более того, Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ внесены дополнения в КоАП РФ, в соответствии с которыми теперь к административной ответственности могут быть привлечены и грузоотправители. Так, согласно п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.

Приведем пример из судебной практики, когда организация-грузоотправитель была привлечена к административной ответственности по п. 3.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Перевозка грузов автотранспортом

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика).

Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст.

785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п.

11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
  • Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
  • Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения п��еступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
  • Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
  • Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Читайте также:  Правила заполнения анкеты застрахованного лица формы адв 1 в 2023 году

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Кто отвечает за перегруз по осям перевозчик или грузоотправитель

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину.

При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать.

Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель.

Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза.

К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера.

К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана.

Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым.

Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте.

Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Сколько времени дается на выгрузку контейнера?

СРОКИ ПОГРУЗКИ И ВЫГРУЗКИ ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И КОНТЕЙНЕРЫ

Контейнер (масса брутто, тонн)

Срок погрузки (выгрузки) груза в контейнер (минут)

0,63 — 1,25

15

2,5 — 5

23

10 — 20

45

25 — 30

80

Выплаты за срыв погрузки

В случае срыва погрузки, неважно по чьей вине – перевозчика или заказчика, виновная сторона обязана возместить ущерб. При заключении договора между сторонами всегда указывается сумма неустойки, которую стороны обязываются платить. Также, условия договора допускают получение выплат от виновника ситуации потерпевшей стороной и без предоставления доказательств факта убытка – так гласят положения Гражданского Кодекса.

Если в договоре указаны сумма неустойки, то её надлежит выплатить в любом случае, при этом, потерпевший не обязан предоставлять доказательства.

Помимо материального ущерба, виновная сторона также теряет репутацию порядочного и надежного партнёра.

Компания «Качественная доставка» всегда выполняет грузоперевозки в четко указанные сроки, без опозданий. Мы работаем с физическими и юридическими лицами, прописываем все условия перевозки в договоре, чтобы вы могли быть уверены в том, что ваш груз будет отправлен своевременно и прибудет в конечный пункт назначения в целости и сохранности.

Договор транспортной экспедиции как посреднический договор

(Ситуация 3)
Характерными особенностями указанного договора являются:
требование от клиента компенсации понесенных экспедитором в интересах клиента затрат;
отдельное указание суммы вознаграждения экспедитора;
обязанность экспедитора представить клиенту отчет. К отчету экспедитору следует приложить копию договора на перевозку груза, заключенного экспедитором от своего имени с третьими лицами.

Также к отчету необходимо приложить документы, подтверждающие расходы экспедитора, осуществленные им в интересах клиента и подлежащие возмещению.
Таким образом, должны быть доказательства, что представителю Экспедитора был передан груз к перевозке.

Кроме указанных выше документов, Экспедитором передается копия Акта оказанных Перевозчиком услуг и копия счета -фактуры. Если возмещаются иные затраты Экспедитора необходимо приложить документы, подтверждающие расходы экспедитора, осуществленные им в интересах клиента. На сумму своего вознаграждения Экспедитор в рассматриваемой ситуации оформляет Акт оказанных услуг и счет-фактуру.

При доказанности реальности оказания услуг Экспедитором с привлечением третьих лиц, риски, в части признания в расходах Покупателя (клиента) услуг Экспедитора на доставку (+ НДС на услуги), отсутствуют.

Ситуация 4.

Претензия к перевозчику за срыв погрузки

Под срывом погрузки понимается ситуация, когда грузоотправитель не предъявил груз в сроки, либо транспортное средство не было подано перевозчиком в назначенное время. Ответственным за срыв погрузки могут быть как отправитель груза, так и перевозчик.

Распространенная причина срыва — несвоевременная погрузка и разгрузка товаров, в результате чего партия пришла получателю позже, чем ожидалось. В таком случае отправитель вынужден заплатить условленный процент от суммы фрахта. Вот почему лучше воспользоваться услугами погрузки, которые предоставляют надежные фирмы.

Прежде чем перевезти груз, оформляют заявку и заключают договор с фирмой, которая предоставляет такие услуги.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *