Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности страхования КАСКО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Франшиза по КАСКО — сумма денежных средств, на которую уменьшается компенсация по страховке. Использование услуги регламентирует договор, который заключается между организацией и клиентом. Франшиза может составлять до 10% от максимальной величины компенсации. Особенности проведения ремонта по КАСКО в этом случае напрямую зависят от размера возмещения и франшизы.
Ремонт по КАСКО без ДТП
Страховой случай по КАСКО может наступить и без аварий. Подобное возможно в следующих ситуациях:
- Автомобиль был угнан или похищен.
- Произошло самовозгорание или пожар.
- Третьи лица незаконным способом завладели автомобилем или выполнили в его отношении противозаконные действия.
- Произошло стихийное бедствие. Сюда включаются любые катаклизмы природного характера. Так, гражданин сможет рассчитывать на ремонт по КАСКО в 2022 году, если машина пострадала в результате землетрясения, урагана или наводнения. В этой ситуации потребуется предоставить справку вызов метеорологической службы.
- Произошел взрыв вне зависимости от причины.
- Машина пострадала в результате воздействия животных.
- Произошло падение предмета. Это могут быть сосульки, снег или камни.
Важно предварительно изучить положение договора. Если произошедшая страховая ситуация указана в нем, организация не вправе отказать в предоставлении возмещения.
Срок проведения ремонта по КАСКО в 2022 году зависит и от того, как быстро гражданину выдадут направление на него. Обычно количество времени, которое даётся страховщику для этого, указывается в договоре страхования. В стандартной ситуации гражданина должны направить на ремонт в течение 1 месяца с момента проведения осмотра автомобиля и составления соответствующей документации.
Иногда в принятии машины на ремонт могут отказать. Самой распространенной причиной подобного наступает завершение срока действия соглашения. Если автовладелец существенно задерживал платежи по договору, это также может стать поводом для отказа в выполнении обязательств. Нередко компания не перечисляет денежные средства на СТО или существенно задерживает платеж. До поступления средств починка автомобиля начата не будет. В этой ситуации рекомендуется писать жалобу и требовать проведение ремонта в установленные сроки.
Присутствие СТО в городе проживания страхователя должно приниматься во внимание в процессе заключения договора. Если организация отсутствует, указывать натуральное возмещение в соглашении нецелесообразно. В иной ситуации повреждённый автомобиль придется доставлять в другой город.
Использовать неисправный автомобиль или машину, не прошедшую техосмотр, нельзя. Страховщик, узнавший о нарушении, не станет направлять автомобиль на ремонт по КАСКО. Аналогичное правило действует и в случае, если гражданин доверяет управление машиной лицу, не имеющему права водить транспортное средство этой категории. Вождение машины в состоянии алкогольного или наркотического опьянения также приведет к принятию решения не в пользу клиента.
Перечень ситуаций, выступающих поводом для отклонения заявки, также фиксируется в договоре. Ранее суды не признавали за страховщиками права отказывать в предоставлении возмещения на договорных основаниях. Из-за этого ряд компаний исключало из текста основания, завуалировав отказ иными словами или попытавшись уменьшить размер выплаты при обстоятельствах, которые ранее выступали причинами для отклонения заявки. Так, в правилах страхования Ингосстрах говорится, что при хищении машины с неисправной сигнализацией выплата снижается на 20%.
27 декабря 2017 года в свет вышел обзор практики Верховного суда, утвержденный президиумом. В пункте 2 нормативно-правового акта содержатся новые разъяснения, на основании которых стороны имеют право самостоятельно устанавливать исключение из страховых случаев. Исходя из этого перечень оснований, установленных страховщиками для отклонения заявки на ремонт по КАСКО в 2022 году, может быть расширен.
Что делать, если в ремонте не отказывают, но и не делают?
Если сроки, прописанные в договоре КАСКО уже прошли, а СК не выдает направления на ремонт, но и не отказывает в выплате возмещения, то собственнику необходимо обратиться к руководителю страховой компании. В случае отказа или затягивания сроков следует готовиться к подаче заявления в суд. Только таким образом владелец машины сможет получить положенную ему по закону компенсацию или направление на СТО.
Хорошим решением станет проведение независимой экспертизы. Она позволит оценить реальный ущерб, который в 90% случаев будет серьезно отличаться от данных, представленных страховой компанией. Приложить заключение независимой экспертизы следует к ходатайству в суд. А также попросить о возмещении расходов на ее проведение за счет страховой компании по КАСКО.
Стоит ли оформлять КАСКО?
Решение о том, нужно ли КАСКО водителю или нет, каждый принимает самостоятельно. У такого типа страхования есть преимущества:
1. Страховка, покрывающая ущерб, нанесенный авто в результате аварии, неправомерных действий вандалов, негативных погодных условий – способ подстраховать себя финансово. Каждый автовладелец знает, какими расходами может обернуться необходимость ремонтировать ТС. Страховые выплаты в этой ситуации – способ защиты.
2. Страховка от угона позволит в ситуации наступления страхового случая не остаться без машины. Выплаты страховой компании можно будет направить на покупку нового ТС.
3. Использование КАСКО часто позволяет застраховаться от хищений – воровства из салона системы сигнализации, магнитолы и пр.
4. Решение о том, какие пункты включить в страховой договор, принимает клиент. Водитель определяет, от каких рисков будете страховать ТС. От этого зависит стоимость договора. Если полное КАСКО оплатить нет возможности, можно застраховаться только от наиболее вероятных рисков.
5. Страхователь сам принимает решение, в каком виде получить компенсацию – деньгами или бесплатным обслуживанием на автосервисе. КАСКО – это защита собственника машины и его транспорта от внештатных ситуаций.
Каско сильно устарело, «примеряйте» новое
Страховщики из-за проблем с автозапчастями начали корректировать договоры и «играть» с формулировками, которые вряд ли порадуют владельцев полисов каско.
Как подтвердили «Новым Известиям» сразу несколько страховых агентов, один из крупных страховщиков уже начал внедрять «ноу-хау». И делается это пока без публичной огласки.
Из печатной формы полиса испарилось упоминание о ремонте битого автомобиля у официальных дилеров (а 90% загрузки дилеров обеспечивали именно страховщики автокаско). Установлены дополнительные ограничения по срокам ремонта (срок поставки запасных частей исключен из общего срока ремонта). Также владельцам «травмированных» автомобилей нужно готовиться к тому, что «если организовать восстановительный ремонт ТС не предоставляется возможным, то выплачивается страховое возмещение в денежной форме, по калькуляции страховщика». То есть, владелец машины получит «три копейки».
«Не могу назвать страховую (далее — СК) компанию, которая уже прислала новые формулировки, но это один из крупнейших игроков на рынке. И не корысти ради они на это пошли, а потому что ситуация сложилась патовая. Я работаю с несколькими СК и знаю, что многие хотят по такой же схеме скорректировать условия. Это активно обсуждается», — рассказал агент, пожелавший остаться неназванным.
Переобуваться в воздухе СК вынуждены из-за дефицита запчастей и непредсказуемости сроков проведения ремонта (некоторые автовладельцы теперь ждут свою очередь месяцами).
«Типичной стала такая ситуация: страховая все согласовала, но станция техобслуживания отвечает, что не удалось закупить деталь по этой цене, при доставке она подорожала. Приходится все пересогласовывать. И так несколько раз. Это время. Или вообще в процессе согласования оказывается, что нужных запчастей нет в наличии. А страховщиков от своих обязательств санкции не освобождают. Шквал судебных исков от клиентов нам не нужен», — делится агент деталями работы в новых условиях.
Еще один собеседник уточняет: «Такой вариант урегулирования, как ремонт у официального дилера, остается по каско в приоритете. И только в случае получения информации от дилера об отсутствии запчастей и невозможности их заказать, мы будем предлагать клиентам получать возмещение в денежной форме».
Автомобилистам, попавшим в серьезное ДТП, не повезло вдвойне, если договор со страховой был заключен еще по ценам 2021 года. Суммы в этих документах, мягко говоря, не вписываются в нынешний рынок.
При «уходе каско в тотал» (стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает 65% от его страховой суммы), клиент получает выплату, но строго в рамках полиса. Новое авто такого же класса за «прошлогодние» деньги вряд ли купишь. Машины в России, если сравнивать с докризисный периодом, подорожали на 43%. Такие данные приводят аналитики «Авто.ру».
Особенности добровольной защиты
Прежде чем оформить бланк добровольной защиты, опытные эксперты советуют внимательно изучить все особенности данного продукта.
Особенности страхования по КАСКО:
Выплата | По договору выплачивается компенсация, даже если случай произошел по вине водителя. |
Страховые риски | Клиент сам решает, по каким рискам будет застраховано его транспортное средство. Страховые риски необходимо обговаривать до момента оформления. |
Рассрочка | Все компании предлагают выгодную рассрочку по договору. При этом необходимо учитывать, что стоимость продукта при рассрочке увеличивается на 5-10%. |
Выплата компенсации | Страховые компании предлагают несколько вариантов выплаты:
• наличными (по оценке независимого эксперта); • ремонт на станции официального дилера; • ремонт на станции не официального дилера; • ремонт на станции по выбору страхователя. Выбрать вариант необходимо заранее, поскольку при наступлении страхового случая изменить вариант выплаты не получится. |
Ограничения по выплате | Все ограничения по выплатам четко прописаны в правилах, которые необходимо внимательно изучить до подписания договора.
Страховщик может отказать, если: • за рулем был не застрахованный по договору водитель; • если водитель был в алкогольном или наркотическом опьянении; • если машина угнана с документами; • если машина похищена и водитель потерял ключи от автомобиля; • машина использовалась в соревнованиях или в качестве такси (такие моменты строго оговариваются); • страховой случай случился за пределами РФ. |
Внесение изменений | В течение года страхователь может вносить изменения, как с доплатой страховой премии, так и бесплатно. При этом стоит учитывать, что договор с учетом изменений начинает действовать только на следующий день, после оплаты. |
Какой способ выплат предпочесть?
Самым важным, безусловно, является способ выплаты при повреждении автомобиля, так как это наиболее частый повод обратиться в компанию. Есть три основных способа.
Калькуляция Страховщика (уполномоченной экспертной организации) — ущерб определяется экспертом на основании среднерыночных цен на заменяемые детали и расходные материалы в регионе, а также средних цен на ремонтные работы (с учетом нормативов времени на ту или иную работу, утвержденных заводом-изготовителем). Часто такая форма выплаты подразумевает вычет износа на заменяемые детали. В данном случае клиенту выплачивается рассчитанная сумма и он сам ищет автосервис под этот бюджет.
Ремонт на СТОА Страховщика — ущерб определяется сотрудниками СТОА, с которым у страховой компании имеется договор. Оплата ремонта производится непосредственно на СТОА, зачастую только после окончания ремонта. Такой способ дает гарантию того, что выплаты хватит на ремонт авто. В этом случае возможно длительное ожидание ремонта как из-за загруженности СТОА, так из-за длительной процедуры согласования.
Ремонт на СТОА Страхователя — ущерб определяется сотрудниками СТОА, которую выберет сам клиент. Это позволяет гарантировать не только факт ремонта, но и дает возможность выбрать тот автосервис, которому клиент доверяет. Часто такой способ подразумевает компенсацию фактических затрат страхователя, т.е. придется сначала оплатить ремонт, а потом получить деньги в страховой компании. Стоит обычно эта опция дороже базового варианта.
Далее стоит обратить внимание на наличие франшизы (это невыплачиваемая часть убытка, в пределах которой Страхователь несет ответственность сам).
Не менее важны условия выплаты при полной гибели (когда нет смысла восстанавливать автомобиль) и при хищении. Важным условием является амортизация ТС или снижающаяся страховая сумма: при хищении или гибели вы получаете не полную, а уменьшенную на 15-20% стоимость автомобиля.
В последнее время вновь стало актуально требование страховщика установить на автомобиль дополнительные противоугонные устройства.
Также стоит уточнить, куда (в какой район города) направят на ремонт ваш автомобиль, особенно если он не на гарантии. Это особенно важно в крупных мегаполисах, где до удаленного сервиса можно добираться не один час.
Если планируется продажа авто в течение ближайшего года, стоит уточнить условия расторжения и возврата денег за неиспользованный период страхования. В некоторых компаниях можно вернуть все неиспользованные деньги, в других удерживаются так называемые расходы на ведение дела.
Что влияет на стоимость
На стоимость полиса влияют многие факторы. Она формируется на основе следующих показателей:
- возможных рисков, которые включены в страховые случаи;
- возраста автолюбителя. Если он моложе 21 года и старше 65 лет, будет использоваться повышающий коэффициент;
- производителя автомобиля и его модель. Также учитывается рыночная стоимость ремонта автотранспорта, статистика угонов. Если показатели имеют большое значение, то стоимость продукта будет более весомой;
- оснащенности транспортного средства противоугонным оборудованием. Если оно есть, то страховая компания предложит полис на более выгодных условиях;
- наличия и размера франшизы. Если автотранспорту нанесен ущерб на сумму в пределах франшизы, то страховщик не будет выплачивать возмещения, а страхователь ремонтирует авто за собственные средств. Если же сумма ущерба больше размера франшизы, страховщик обязан отремонтировать автомобиль полностью за собственные средства;
- включения в полис дополнительных опций (эвакуация при возникновении серьезных неполадок, аварийный комиссар, сбор справок и т.д.), которые значительно увеличивают стоимость полиса;
- является ли машина кредитной. Для авто, приобретенного в кредит, стоимость страховки будет несколько выше, по сравнению с другими;
- количества водителей, которые будут вписаны в полис. Чем больше человек включено, тем страховка будет стоить дороже.
Нельзя предоставить исчерпывающий список требований, предъявляемый при оформлении страхового полиса КАСКО. Каждая страховая организация устанавливает условия на собственное усмотрение. Тем не менее все же можно выделить обобщенный список требований.
Чаще всего при приобретении договора комплексного страхования автомобилист столкнется со следующими условиями:
- Страхователь самостоятельно устанавливает период действия полиса комплексного страхования. КАСКО может быть действительным как на краткосрочный, так и долгосрочный период. Собственник ТС вправе установить срок действия длиной и в 3 месяца, и в 3 года.
- Оформление открытого КАСКО не отличается от процесса приобретения прочих страховых продуктов. Страхователь может купить КАСКО через личный кабинет на сайте или же лично.
- Пакет документов при приобретении открытого полиса стандартный. Автомобилисту не придется заботиться о сборе дополнительных бумаг. Есть даже плюс — не придется делать копии водительского удостоверения допущенных к управлению водителей.
- Компенсация предоставляется автомобилисту тем способом, который указан в тексте договора комплексного страхования. При этом собственник ТС самостоятельно определяет форму возмещения на этапе заключения сделки: он может выбрать денежные выплаты или направление на ремонт в автосервис.
- Автомобилисты имеют возможность приобретения данного страхового продукта в рассрочку в соответствии с выбранным графиком. Однако страхователь может и беспрепятственно выплатить всю сумму сразу.
- Страхователь самостоятельно определяет перечень рисков, от которых должен защищать его полис комплексного страхования. Факт того, что полис открытый никак не влияет на количество указанных в нем страховых случаев. Водитель может приобрести как неограниченную полную страховку, покрывающую все возможные риски, так и неограниченную частичную (с защитой только от выбранных страховых случаев).
-
В открытый договор страхования по КАСКО всегда можно внести изменения и сделать страховку ограниченной. Аналогично этому страхователь имеет возможность переоформления ограниченной страховки в открытую с соответствующими доплатами.
Как формируется цена КАСКО
Расчет КАСКО основывается на стоимости автомобиля. Страховой тариф представляет собой процент от этой величины. Обычно он устанавливается в размере от 5 до 12%. При этом цены каждого страховщика отличаются друг от друга, поскольку тарифы по КАСКО не контролируются законодательством.
Чем больше рисков покрывает страховка, чем дороже объект страхования и меньше франшиза, тем дороже обойдется КАСКО. Если же страхователь хочет снизить стоимость полиса, можно установить франшизу – часть ущерба, покрывать которую автовладелец будет самостоятельно.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
«Тотальная гибель» ремонтопригодного авто
Вопрос об увеличении страховой суммы выглядит актуальным в свете распространяющейся информации от автовладельцев о неприятных сюрпризах, связанных с ростом стоимости запчастей и ремонта.
К примеру, автовладелец иномарки, застрахованной по каско еще месяц назад на вполне адекватную сумму — 1,3 млн рублей, описал, как, попав в аварию в феврале, обратился за страховкой. Первоначально ремонт (в уже основательно выросших по отношению к моменту заключения договора каско ценах) был оценен в сумму, не превышавшую 65% стоимости страховки. Однако в марте автомастерская пересчитала заказ-наряд с учетом реальных цен, и стоимость ремонта выросла в 1,5 раза.
По договору со страховой компанией причинение ущерба более чем на 65% суммы, в которую оценен автомобиль, квалифицируется как тотальная гибель автомобиля. Страховщик, утверждает автовладелец, предложил ему выплату в размере чуть более 1,1 млн и захотел забрать «уничтоженный» в результате ДТП автомобиль, который на деле вполне ремонтопригоден.
Условия и правила страхования по КАСКО
Условия добровольного страхования регламентируются правилами, утвержденными в отдельно взятой страховой компании, если это не противоречит принципам, установленным общими нормативными документами, законами и ФЗ.
В соответствии с действующими ФЗ, принятые СК правила добровольного страхования КАСКО должны соответствовать следующим условиям:
- услуги предоставляются на основании заключенного сторонами договора;
- кроме страхователя, страховые выплаты могут перечисляться третьим лицам, отмеченным в соглашении;
- оформление страховой выплаты производится после предоставления клиентом в оговоренный срок необходимой документации;
- перед подписанием договора автовладелец должен ознакомиться с правилами добровольного страхования, действующими в СК;
- в случае неправомерного отказа в выплате клиенту, страховщику в судебном порядке назначается штраф в пользу автовладельца в размере 50 процентов от суммы, которую суд присудил потребителю;
- при просрочке платежей СК обязана выплатить пеню в размере одного процента об суммы премии по страховке;
- страховая компания не имеет права отказать в выплате, если на момент получения повреждений авто управлял другой водитель, располагающий указанным правом.
Суть регресса по страховке простым языком
Для страховой компании, выплату по страховому случаю у держателя полиса КАСКО – прямые финансовые потери, даже несмотря на то, что выплата на 100% ложится на гражданина, по чьей вине произошел страховой случай.
Это связано с тем, что сначала компания в любом случае выдает компенсацию из своих средств, плюс к этому, затребовать компенсацию с виновника не всегда представляется возможным. Но, те случаи, когда у страховщика все-таки есть возможность компенсировать свои убытки и является регрессивной выплатой (об обстоятельствах, которые позволяют СК требовать конкретную сумму ущерба с виновника ДТП, именуемых суброгацией, вы можете узнать из этого материала).
В целом, если вычленить суть регресса по КАСКО, то она будет заключаться в следующем: это взыскание средств, выплаченных держателю страхового полиса КАСКО с виновника дорожной аварии или с угонщика, если тот был задержан сотрудниками правоохранительных органов.
При всем выше сказанном, нужно понимать, что напрямую взыскать регрессивную выплату страховая компания не может. Даже протокол, составленный сотрудниками дорожной инспекции на месте происшествия, не является основанием для требования регрессивной выплаты. Чтобы у страховщика появилось право на нее, он должен обратиться в суд и только по решению суда о виновности определенного гражданина, затребовать с последнего регрессивную выплату.
Еще одной важной особенностью регрессивной выплаты, является тот факт, что согласно статье №965 Гражданского кодекса Российской Федерации, она может применяться только на покрытие ущерба, связанного с ремонтом машины: запчасти (как заменить лобовое стекло по КАСКО?), услуги СТО и так далее, но не может применяться к выплатам за ущерб, который был причинен водителю или пассажирам транспортного средства.
Важно! При выставлении требования по регрессивной выплате, страховая компания имеет полное право в расчете не учитывать степень износа автомобиля держателя страхового договора КАСКО.