Экологическая отчетность 2020-2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность 2020-2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Как заполнить и сдать отчет по МСП 2020 года

Отчет МСП состоит из 3 разделов, в которых сгруппирована информация обо всех образовавшихся в компании, использованных и размещенных за истекший год отходах.

1 раздел. В нем указывается общая информация по отчитывающейся компании: ее наименование (полное и сокращенное), ИНН/КПП, ОГРН, юридический адрес, код ОКВЭД, контакты и почта, Ф.И.О. руководителя. При наличии указывают номер лицензии на сбор, использование, размещение отходов.

2 раздел. Здесь приводятся данные контрагентов, которым передаются отходы для переработки, последующей ликвидации, обеззараживания и захоронения. На каждого из них отводится отдельный лист с разделом 2, в который вносится наименование, ИНН и реквизиты лицензии, согласно которой контрагент ведет деятельность.

3 раздел. В нем приводится информация по самим отходам: код по ФККО (из «Федерального классификационного каталога отходов», утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242), точное наименование, объем полученных и переданных отходов с указанием класса опасности (в тоннах). Указывают контрагента и номер договора с ним на передачу отходов. По каждому виду отхода заполняют отдельный лист.

На каждой странице формы указывают территориальный орган Росприроднадзора, в который подается отчет, число заполненных в отчете страниц и номер электронного идентификатора ( в бумажной версии отчета).

Сама форма составляется с помощью бесплатной программы «Модуль природопользователя». Скачать ее можно с сайта ]]>Росприроднадзора]]>, там же размещена инструкция по установке и использованию.

Технический отчет по отходам – как сдавать с 2020 года?

Кому необходимо сдавать технический отчет по отходам, сроки сдачи, форма и заполнение через модуль природопользования – обо всем этом будет рассказано в этой статье.

С 01.01.2020 года обязанность по расчету нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена исключительно на объекты НВОС 1 и 2 категории.

Документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, полученные предприятиями до 01.01.2020 года – являются действующими на выданный период.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждались для предприятия до 01.01.2020 г. на срок до 5 лет при условии ежегодного предоставления в уведомительном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.

Следовательно, технический отчет по отходам ( правильное название – технический отчет по обращению с отходами) должны предоставлять предприятия 1 и 2 категории, а также предприятия, имеющие действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Если предприятие находится в федеральном государственном экологическом реестре (уровень надзора – федеральный), то технический отчет по обращению с отходами разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, принятыми на федеральном уровне (мин.природы РФ).

Если предприятие находится в региональном государственном экологическом реестре (уровень надзора- региональный), то технический отчет по отходам разрабатывается в соответствии с методическими указаниями, принятыми в соответствующем регионе.

Передача отчета в контролирующие организации.

Оформление технической отчетности о неизменности производственных процессов для продления лимитов проводится по требованию Приказа Минприроды Российской Федерации №50 от 25.02.2010 года «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения». Там сказано, что установление лимитов возможно только при ежегодной передаче отчетности в контролирующие организации.

Тем не менее, данный отчет сдается только в уведомительном порядке. Принимающей отчет государственной организацией в данном случае выступает территориальное отделение Росприроднадзора, находящееся в том же регионе, где функционирует подотчетное предприятие. Сроком сдачи отчета считается год, последующий после утверждения лимитов. Причем отчет сдается не позднее 10 дней с даты их установления. Устанавливаются такие сроки в соответствии с письмом Росприроднадзора от 17.05.2011 года «О сроках предоставления отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» № КТ-08-03-36/6068.

Сдается отчет по неизменности процессов в бумажном варианте в составе двух экземпляров, один из которых в дальнейшем хранится в Росприроднадзоре, куда также требуется предоставить отчет и в электронном варианте. Второй экземпляр, после согласования, остается у природопользователя.

Сроки рассмотрения технического отчета контролирующими организациями не установлены, так как не существует требований по согласованию данного документа. Тем не менее, при предоставлении отчета может быть проверена правильность его составления. Фактом сдачи отчетности считается специальная отметка, поставленная Росприроднадзором о продлении срока действия установленных лимитов.

Читайте также:  Что нужно, чтобы прописаться на даче

Важным моментом также является то, что после передачи в контролирующую организацию, данные об этом необходимо занести и в электронный вариант, посредством использования специальной программы «Модуль природопользователя». Нужно указать дату передачи отчета, а также сроки, на которые были продлены лимиты на образование и размещение отходов предприятия.

Ответственность за отсутствие и сведения о разработке отчета.

Как говорилось ранее, сведения, содержащиеся в техническом отчете, могут пригодиться предприятию при расчете платы НВОС и составлении прочих отчетных форм организации. В масштабах государства они служат для ведения Федерального статистического учета. Также материалы отчета могут потребоваться предприятию при проведении внешних проверок контролирующими организациями. В случае обнаружения несвоевременности предоставления технического отчета, помимо штрафа, экологические платежи (плата НВОС) за размещение отходов быть увеличены в пять раз. С 1 января 2017 года эта цифра увеличена еще в 5 раз (в сумме в 25 раз!).

Также при отсутствии на предприятии технического отчета может наступить административная ответственность в виде штрафа размером до 200 тысяч рублей, что регламентируется «Кодексом об административных правонарушениях» №195-ФЗ от 20.12. 2001 года.

Разработать технический отчет может штатный эколог предприятия. При его отсутствии — специализированной коммерческой организацией, так как законодательством не установлено обязательное наличие лицензии для разработки природоохранных документов (закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 года).

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2021 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года

По форме этой отчётности в 2021 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

Срок действия проекта ПНООЛР в 2021 году

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые владеют объектами II категории, обязаны каждые 7 лет готовить и сдавать декларацию о воздействии на окружающую среду. Отдельный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сдачи отчетности не требуется, однако практически полностью должен быть включен в декларацию – на основании статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании однократно разрабатываемого комплексного экологического разрешения. Пересмотр таких нормативов требуется в случае существенных изменений в хозяйственной деятельности предприятия.

Организации, осуществляющие деятельность на объектах III категории ежегодно представляют в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Разработка проекта пноолр включает в себя определение нормативов образования отходов, соотнесение объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) с годовыми нормативами образования отходов для конкретного предприятия, определение нормативов предельного накопления отходов на территории организации и т.д.

Проект нормативов образования отходов не разрабатывается для объектов III и IV категорий.

Для объектов III категории предполагается отражать данные об отходах и фактических лимитах на размещение по аналогии с прежним отчетом субъектов малого и среднего предпринимательства (утратил силу).

Если на предприятии не определены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение:

  • нет декларации о воздействии на окружающую среду (для II категории)
  • комплексного экологического разрешения (I категория)
  • либо не был сдан отчет по объекту III категории
  • расчет платы за размещение отходов производится с применением 25 кратного повышающего коэффициента. Иными словами, платеж увеличивается в 25 раз.
Читайте также:  Документы для дарения квартиры между близкими родственниками 2023 год в МФЦ

И так будет до момента утверждения в установленном порядке указанных документов. Такая санкция определена пунктами 12, 13 и 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 №255.

Если проект нормативов образования и лимитов размещения отходов разработан, повышающий коэффициент платы в отношении данного объекта не применяется, но при условии своевременной сдачи отчетной документации.

Согласно методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021, основными задачами при разработке НООЛР является в т.ч. обоснование нормативов образования отходов (см. п. 5 МУ).

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Для обоснования нормативов образования отходов используются:

  • сведения, содержащиеся в одном из следующих источников информации показатели, характеризующие образование отходов, в том числе технологические показатели образования отходов, содержащиеся в проектной документации, технологических регламентах, инструкциях, технических условиях, документах в области стандартизации и иных документах, регламентирующих хозяйственную или иную деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • удельные отраслевые нормативы образования отходов;
  • сведения о сроке службы материалов и изделий;
  • критерии, указывающие на утрату товаров (продукции) потребительских свойств.

При отсутствии перечисленных показателей, нормативы образования отходов могут быть обоснованы расчетным путем с применением следующих методов: расчет по материально-сырьевому балансу, экспериментальный метод, статистический метод.

Ваша первоочередная задача определить именно норматив образования отходов — удельную величину и определять исходя из методов, которые описаны именно во втором разделе МУ.

После того как Вы определите удельные нормативы, тогда уже исходя из них и расчетных единиц (плановых показателей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг) сможете определить максимальное значение годового количества образования отходов (п. 20 МУ).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

МСП-отчет (экология) – образец заполнения

В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.

Отчет СМП (Росприроднадзор), образец его, можно заполнить при помощи бесплатного программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать эту программу можно на ]]>сайте Росприроднадзора]]>. Сервис позволяет заполнить документ и распечатать его, скачать в формате Excel, сформировать отчет для отправки в контролирующий орган. МСП-отчет (экология), образец 2018 г., состоит из следующих частей:

  • титульная страница;
  • раздел 1, в котором приводится информация об отчитывающемся субъекте хозяйствования;
  • раздел 2 – данные о контрагентах, которые оказывают услуги по размещению, переработке или обезвреживанию отходных масс (на каждого контрагента заполняется отдельный лист);
  • раздел 3, в котором дается характеристика образованных отходов и отображается их объем, движение в отчетном интервале.

Бумажный образец заполнения отчета МСП за 2020 год обязательно должен иметь указание на код электронного идентификатора документа. Получить этот шифр можно после отправки документа в электронном виде.

Титульный лист заполняется производителем или импортером товаров.

В поле «ОКТМО отчета»

выбираются коды ОКАТО и ОКТМО.

В поле «Представляется в орган Росприроднадзора»

указывается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (либо ее территориальный орган).

Далее указываются следующие сведения о производителе или импортере товаров:

  • полное и краткое наименование юридического лица или ФИО физического лица, являющегося ИП;
  • номер контактного телефона, факса и адрес электронной почты;
  • ИНН и КПП организации (ИНН физического лица);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • коды в соответствии с ОКПО и ОКОПФ;
  • сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): основной номер и дата внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • юридический и фактический адрес организации или физического лица, а также коды ОКАТО и ОКТМО;
  • размер и численность, банковские реквизиты, код по ОКВЭД.

В отдельных полях делаются отметки о том, является организация или физическое лицо производителем либо импортером товаров (в т.ч. упаковки).

Что это такое?

В согласованности с вышеуказанной Абсолюцией Правительства РФ, предприятие, проигнорировавшее свое обязательство по предоставлению техотчета о стабильности промышленной активности, может потерять свое разрешение на создание и локализацию техотходов. Чтобы продлить санкционирование, ИП и ЮЛ надлежит составить технический отчет о неизменности производственного процесса. Далее протокол подается на анализирование в отделение Росприроднадзора. Технический отчет можно отправить заказным письмом, при этом непременно нужно запросить извещение о преподнесении. Более подробно с последовательностью предоставления Технического отчета по отходам можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 643 от 20.09.2007. Важные материалы касательно продления норматива на техотходы находится в приказе Росприроднадзора № 703 от 19.10.2007.

Технический отчет по обращению с отходами в 2021 году

До 1 января 2021 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения

Читайте также:  Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2021 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ). С 1 января 2021 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2021 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2021 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2020 года

По форме этой отчётности в 2021 году вышел новый приказ. Приказ Росстата от 18.07.2019 N 412 (ред. от 17.10.2019) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения предоставляются при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат до 25 января года, следующего за отчетным.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

В рамках экологической отчетности 2021, данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) “Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *