Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.
Согласование точки сброса очищенных сточных вод
Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).
Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства. Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс. Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:
- Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
- Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
- Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
- Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
- Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
- Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
- Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
- Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс. Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).
Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:
- Заявление о согласовании точки сброса;
- Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
- Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
- Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
- Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
- Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).
Правила приема стоков в водоотводящую сеть
Прием стоков
Для обеспечения стабильной эксплуатации водоотводящей системы и предотвращения ее разрушения при взаимодействии с негативными веществами, прием стоков происходит с соблюдением определенных правил и требований:
- допускается поступление стоков в водоотводящую сеть только через устройства-приемники, которые оборудованы гидрозатвором;
- допускается прием стоков в дождевую сеть через дождеприемники;
- прием производственных стоков допускается в водоотводящую сеть в том случае, если это не приведет к нарушению сети и сооружений очистки.
При этом, производственные стоки должны:
- не содержать взвешенных примесей в количестве более 500 мг/л и прочих веществ, засоряющих трубы:
- не оказывать разрушительного влияния на элементы сооружений и материалы системы;
- не содержать в составе газообразных веществ и горячих примесей. Способствующих образованию взрывоопасных смесей;
- не превышать температуру более 40 градусов.
Не допускается в водоотводящую сеть сбрасывать сточные воды:
- с наличием загрязнений минерального происхождения;
- различные по типу стоки, образующие при смешивании ядовитые газы;
- содержащие бактериальные загрязнения;
- необеззараженные используемые воды от птицефабрик и мясокомбинатов;
- остающиеся после мытья транспортных средств в гаражах (исключение – общесплавная сеть).
Используемые воды, которые поступают в водоотводящую сеть должны быть нейтрализованы и условно-чистыми, показатель очистки которых определяют органы санитарного надзора.
Схема сброса в водоемы
Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.
Выпуск промышленных стоков запрещен если:
- превышен порог количественных показателей;
- представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
- барьерная очистка не избавляет от примесей;
- имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.
Сброс сточных вод на рельеф запрещен: законы ФЗ-7 и МПР №238
Сброс сточных вод на рельеф, прежде всего, требует доведения их состава до показателей, установленных существующими нормами.
Очистка стоков может производиться несколькими способами:
- Механический способ – заключается в фильтрации и отстаивании воды. Сооружения, предназначенные для улавливания грубых механических частиц, оснащены отстойниками, решетками, ситами. Такой способ очистки позволяет выделить из стоков более 60% нерастворимых веществ.
- Физико-химический – заключается в добавлении в стоки химических реагентов, которые вступают в реакцию с загрязняющими веществами и образуют нерастворимый осадок. Этот способ позволяет удалить около 90% нерастворимых примесей, кроме того, удаляются тонкодисперсные частицы органических веществ. В этом методе применяются следующие процессы: адсорбция, электролиз, окисление, экстракция, коагуляция.
- Биологический – применяет физиологическое и биохимическое очищение. Виды биологических очистных сооружений – биологические пруды, аэротенки, биофильтры.
Ситуация: Юридическое лицо эксплуатируют и обслуживают канализационные сети поселка (находятся на балансе городского поселения), к которым подключены бесхозные сети канализации. Канализационные сети являются неотъемлемой частью системы инженерных сетей водоотведения. Очистка сточных вод не осуществляется. Сброс сточных вод в водный объект отсутствует.
Контролирующими органами был установлен факт заболачивания почвы земельного участка в результате сброса стоков на рельеф местности.
Вопрос: Юридическое лицо привлекают к административной ответственности. Законно ли?
Суд решил: Прием бытовых сточных вод от абонентов поселка осуществляется в канализационную сеть, состоящую на балансе Администрации городского округа. Через канализационную насосную станцию стоки поступают в напорный канализационный коллектор. Балансодержателем канализационной сети, канализационной насосной станции и части напорного канализационного коллектора является Администрация городского округа. Согласно договорам объекты коммунальной инфраструктуры и напорный коллектор канализации переданы во временное владение и пользование юридическому лицу. При этом здания, строения и сооружения очистных сооружений канализации были полностью разрушены и в аренду указанному юридическому лицу не передавались. Администрацией городского округа не решен вопрос об организации водоотведения поселка.
Положение ст. 8 Закона N 416-ФЗ, предусматривает обязанность гарантирующей организации либо организации, осуществляющей эксплуатацию и водоотведение, осуществлять эксплуатацию и водоотведение бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, непосредственно присоединенных к эксплуатируемой канализационной сети — в данном случае не применимо, поскольку отсутствуют доказательства того, что часть канализационной сети , в том числе очистные сооружения в установленном порядке признаны бесхозным объектом централизованной системы канализационных сетей и переданы органом местного самоуправления по передаточному акту организации, осуществляющей водоотведение стоков по эксплуатируемой на основании договора аренды канализационной сети, а именно юридическому лицу.
Следовательно, доказательств того, что у юридического лица имеется обязанность осуществлять эксплуатацию и обслуживание бесхозных канализационных сетей, в том числе очистные сооружения, не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
В случае, если бы на балансе не было бесхозных канализационных сетей или передача в эксплуатацию бесхозных канализационных сетей была оформлена должным образом, то ответственность за сброс сточных вод на рельеф местности лежала бы на юридическом лице, обслуживающим указанные канализационные сети.
Потому как:
Юридическое лицо, являясь организацией, осуществляющей водоотведение в поселке, при отведении сточных вод с территории данного поселка допускает нарушение требований ст. ст. 7, 8, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 «О водоснабжении и водоотведении»:
- предприятие эксплуатирует канализационные сети поселка без обеспечения очистки и сброса стоков в водный объект;
- эксплуатируя канализационные сети поселка, предприятие не производит ремонт и обслуживание подключенных к ним бесхозных сетей.
При этом доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, отсутствия возможности и наличия обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.
Таким образом, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства было допущено не по вине юридического лица.
Кто же виновен?
Ссылаясь на положения ст. 6 Закона N 416-ФЗ, с��. 2, п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на устав муниципального образования, установлено, что организация на территории сельского поселения водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации сельского поселения. Решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. Однако администрацией муниципального образования не решен вопрос об организации водоотведения в поселке, допущен сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод от поселения на рельеф местности, что оказывает негативное влияние на почву, ухудшает ее плодородие, санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды обитания человека, что нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан — жителей поселка и иных граждан, пребывающих на территории поселения, на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Если вблизи организации или предприятия нет никаких водоёмов, то остаётся сбрасывать сточные воды на рельеф. Они должны быть очищенными, сброс неочищенных стоков на рельеф запрещён. Нужно получить соответствующее разрешение, проводить обязательное обеззараживание. В данном случае необходимо с органами местного управления и Роспотребнадзором согласовать точку, куда будет производиться выброс, вне зависимости от того, насколько будут очищены стоки. После очищения вода должна соответствовать ГОСТу. Допустимые нормы и качество стоков в данном случае, приравниваются к нормам сброса в водоёмы.
Для того чтобы узнать объём сбросов на рельеф, нужно провести следующие мероприятия:
- Обязательный приезд специалистов на место.
- Взятие проб.
- Их консервация.
- Правильное оформление документов.
- Проведение анализа взятых проб.
- Выдача документа, в котором подробно будет описан количественные показатели всех химических веществ.
- Определение объёма производимых сбросов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220), частью 3 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381) и подпунктом 5.2.37 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47 , ст. 6586), приказываю:
1. Внести изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61973) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует по 31 августа 2022 г.
Министр | А.А. Козлов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2021 г.
1. В пункте 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61973) слова «действует по 1 января 2022 г.» заменить словами «действует по 31 августа 2022 г.».
Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя
2. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды хозяйственной и иной деятельности на объектах I категории, приводящей к сбросам веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее — Заявители).
8. Государственная услуга по выдаче разрешений на сбросы.
9. Государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от Заявителя осуществление действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
10. Результатом предоставления государственной услуги являются:
выдача разрешения на сбросы;
продление разрешения на сбросы;
переоформление разрешения на сбросы;
выдача дубликата разрешения на сбросы;
исправление допущенных при оформлении, продлении срока действия, переоформлении разрешения на сбросы опечаток и ошибок.
11. Выдача разрешения на сбросы, предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешения на сбросы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Продление срока действия разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в продлении срока действия разрешения на сбросы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
Результат предоставления государственной услуги направляется (выдается) Заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным лицом.
Течение срока предоставления государственной услуги может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктом 24 Регламента, на срок не более 10 рабочих дней.
Течение срока предоставления государственной услуги приостанавливается со дня принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Течение срока предоставления государственной услуги возобновляется:
с момента предоставления Заявителем документов, отсутствие либо ненадлежащее оформление которых послужило основанием для приостановления предоставления государственной услуги;
с момента истечения срока, установленного в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги и необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее — Уведомление о приостановлении);
с момента поступления в территориальный орган Росприроднадзора информации о невозможности вручения Заявителю Уведомления о приостановлении.
Порядок согласования точки сброса стоков
При составлении проекта промышленного или жилого объекта возникает вопрос, куда отводить сточные воды. Поскольку сброс на рельеф невозможен, необходимо обустраивать систему переработки сточных вод. Частью переработки или конечным ее звеном являются водные источники, куда в итоге идут переработанные стоки.
К водным источникам для утилизации относятся реки, озера, пруды и иные водные природные объекты. Точку сброса отходов в них необходимо согласовывать с надзорными органами Росприроднадзором и Росрыболовством. Проект очистной системы строится на следующих критериях:
- оценка расстояния от очистного сооружения до ближайшего водного объекта и оценка экономической выгоды сбросов в этот природный источник;
- ознакомление с выпиской, полученной из Росреестра, в которой указаны основные параметры водного объекта и правила его использования;
- оценка гидрологической способности источника по принятию переработанных безопасных жидких отходов;
- получение разрешительной документации из Комитета по рыболовству и рыбоохране;
- сбор информации о нахождении водного объекта в СЗЗ (санитарно-защитной зоне);
- уточнение, относится ли природный объект к источникам питьевой воды.
Эти и другие вопросы необходимо согласовать при формировании заявления в Росприроднадзор с просьбой разрешить строительство ЛОС со сбросом в реку или иной водоем. Для согласования потребуется комплект документов:
- заявление с просьбой согласовать точку сброса с указанием названия предприятия или иного объекта, откуда планируется производить сброс;
- разделы проекта, касающиеся разработки ЛОС согласно законодательству;
- хозяйственная характеристика водного объекта;
- справки, в которых содержатся гидрометеорологические характеристики объекта, состав веществ в атмосфере;
- документы производителя на ЛОС, в том числе копия проекта сооружений очистки.
Технология очистки вод перед сбросом на рельеф
Жидкие отходы должны быть полностью очищены от примесей, только в этом случае разрешено отправить их на рельеф. Благодаря развитию технологий имеется несколько способов очистки жидких сред, которые с успехом применяются в локальных сооружениях очистки, среди них:
- механический способ: самый простой и безопасный. Механически можно выловить и отправить в отстойник около 60% крупных отходов. Мусор оседает в отстойнике благодаря влиянию естественных сил гравитации;
- физико-химический способ основан на взаимодействии реагентов с веществами, которые необходимо удалить. Применяются такие известные физические технологии, как адсорбция, электролиз, окисление, экстракция, коагуляция и другие;
- биологический метод: наиболее продвинутый, используются биологические компоненты, которые уничтожают ядовитые примеси. Примером биологической очистки служат отстойники с анаэробными бактериями, которые запускаются в блок очистки, начинают активное деление. Далее происходит поглощение ими агрессивных компонентов сточных вод. Методика считается безопасной, следует нормам экологии.
Отведение сточных вод на рельеф, если уровень грунтовых вод средний
Стоки вначале подвергаются биологической очистке, а затем поступают на доочистку в фильтрующую траншею или песчано-гравийный фильтр. Фильтр делается в виде трехслойного пирога. Первый слой составляет сеть из оросительных труб, под ней располагается система дренажных труб, которая в точности повторяет контуры предыдущей сети. Между ними располагается песчано-гравийная фильтрующая начинка, имеющая толщину в один метр.
Конструктивно такие фильтры устраиваются или как сеть, которая выглядит как коллектор с поперечными трубами, или же, как траншея. Ее вид зависит от того, какую конфигурацию имеет незанятая площадь на участке. Длина траншеи напрямую зависит от того, какого объема сточные воды. Нагрузка же равняется примерно стам литрам за сутки на метр трубы.
Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый природопользователь, деятельность которого наносит вред экологической обстановке, обязан в полном объеме компенсировать нанесенный ущерб.
При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.
В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.
Мероприятия по очистке сточных и природных вод
Сброс сточных вод на рельеф, прежде всего, требует доведения их состава до показателей, установленных существующими нормами.
Очистка стоков может производиться несколькими способами:
- Механический способ – заключается в фильтрации и отстаивании воды. Сооружения, предназначенные для улавливания грубых механических частиц, оснащены отстойниками, решетками, ситами. Такой способ очистки позволяет выделить из стоков более 60% нерастворимых веществ.
- Физико-химический – заключается в добавлении в стоки химических реагентов, которые вступают в реакцию с загрязняющими веществами и образуют нерастворимый осадок. Этот способ позволяет удалить около 90% нерастворимых примесей, кроме того, удаляются тонкодисперсные частицы органических веществ. В этом методе применяются следующие процессы: адсорбция, электролиз, окисление, экстракция, коагуляция.
- Биологический – применяет физиологическое и биохимическое очищение. Виды биологических очистных сооружений – биологические пруды, аэротенки, биофильтры.
Актуальная тема современного законодательства
На данный момент в действующем законодательстве готовятся изменения, касающиеся охраны окружающей среды. Многие вопросы в них не освещены, поэтому приобрели статус важных и актуальных проблем.
Одной из таких проблем является сброс сточных вод на рельеф.
По ней проходит множество судебных разбирательств и споров.
Во многих случаях природопользователи сбрасывают сточные воды на рельеф на основании разрешения осуществлять такие действия. Возникает спорный момент.
В административном регламенте, ст.5, органов технического надзора, выдающих разрешение на отведение стоков, указано, что хозяйственные субъекты могут осуществлять сброс используемых вод в водные объекты.
Об отведении стоков на рельеф в этом нормативном документе ничего не говорится.
Некоторые контролирующие органы объясняют необходимость получения разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что в любом случае стоки через землю проникнут в какой-нибудь водный объект.
Необоснованность данного объяснения подтверждается Водным кодексом, ст.2, в котором никаким образом не регламентируется действия, связанные с актуальной проблемой, освещением которой мы и занимаемся в нашей статье.
Помимо этого, если предположить, что действительно сточные воды по рельефу направляются в водоемы, то способов проследить происходящие со стоками качественные и количественные изменения, пока не существует.
Согласно Водному кодексу, водный объект – это водоем, сосредоточение водных масс в котором имеет признаки и форму водного режима.
Очевидно, что никаким образом нельзя приравнивать отвод стоков в водоемы к отводу на рельеф.
Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый природопользователь, деятельность которого наносит вред экологической обстановке, обязан в полном объеме компенсировать нанесенный ущерб.
При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.
В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.
Актуальная тема современного законодательства
На данный момент в действующем законодательстве готовятся изменения, касающиеся охраны окружающей среды. Многие вопросы в них не освещены, поэтому приобрели статус важных и актуальных проблем.
Одной из таких проблем является сброс сточных вод на рельеф.
По ней проходит множество судебных разбирательств и споров.
Во многих случаях природопользователи сбрасывают сточные воды на рельеф на основании разрешения осуществлять такие действия. Возникает спорный момент.
В административном регламенте, ст.5, органов технического надзора, выдающих разрешение на отведение стоков, указано, что хозяйственные субъекты могут осуществлять сброс используемых вод в водные объекты.
Об отведении стоков на рельеф в этом нормативном документе ничего не говорится.
Некоторые контролирующие органы объясняют необходимость получения разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что в любом случае стоки через землю проникнут в какой-нибудь водный объект.
Необоснованность данного объяснения подтверждается Водным кодексом, ст.2, в котором никаким образом не регламентируется действия, связанные с актуальной проблемой, освещением которой мы и занимаемся в нашей статье.
Помимо этого, если предположить, что действительно сточные воды по рельефу направляются в водоемы, то способов проследить происходящие со стоками качественные и количественные изменения, пока не существует.
Согласно Водному кодексу, водный объект – это водоем, сосредоточение водных масс в котором имеет признаки и форму водного режима.
Очевидно, что никаким образом нельзя приравнивать отвод стоков в водоемы к отводу на рельеф.
Помимо этого в законе «Об охране окружающей среды» сброс стоков считается негативным воздействием на экологию и является платным.
Нормативы платы опять же берутся из сбросов в водные объекты.
Правомерность платежа в вопросе отвода стоков на рельеф относится к противоречивой теме.
При доскональном анализе данного вопроса выясняется, что органы власти, взимая оплату за сброс стоков, руководствуются методическими указаниями, в которых указан порядок оплаты за отвод стоков в водоемы и приравнивается к отводу на рельеф.
Внимание. Методические указания не относятся к документам нормативно-правового характера.
Они являются рекомендательным актам. Природопользователь вправе решать – игнорировать или выполнять ему предписанные рекомендации.
Следовательно, необходим регламентирующий документ, позволяющий определить факторы приравнивания сбросов в водоемы к сбросам на рельеф.
В настоящее время решение на сброс сточных вод по данному вопросу остается в стадии разработки.
Что же касается отчета
Как уже упоминалось ранее, после того, как был произведен сброс сточных вод на рельеф, нужно предоставлять отчет.
Совет! Для того чтобы сделать такой квартальный отчет, нужно чтобы все главы декларации были заполнены. Также ранее отмечалось, что сдавать его нужно не позднее, чем до десятого числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Есть несколько способов сдать отчет. Первый – это просто послать его по почте. Просто вложите в конверт подготовленный отчет, а также опись документов, которые вы предоставляете. Не забудьте в верхнем правом углу указать ценность письма и сделать пометку « с описью».
Отправляя письмо на почте, вы получите квитанцию и опись. Это будет подтверждать факт сдачи отчета.
Также вы можете самостоятельно занести отчет. Правда, как правило, работники не сильно хотят его принимать, так как им нужно будет все записать вручную, что согласитесь, удовольствия не доставит. Именно поэтому они требуют, чтобы отчеты сдавались по средствам электронной почты.
Кстати, это еще один вариант. Данный вариант очень надежен и способен сэкономить вам силы и нервы.
Программа регулярных водных наблюдений
Все организации, претендующие на право пользования водным объектом, в обязательном порядке должны разработать программу регулярных водных наблюдений. Такая программа представляет собой комплекс мероприятий, которые должен выполнять водопользователь для оценки негативного влияния стоков на водоем. В точках, которые были предварительно согласованы, по установленному графику осуществляется забор проб. Результаты такого контроля фиксируются в журнале.
Таким образом, к основным задачам программы регулярных водных наблюдений можно отнести:
- Отбор проб и проведение лабораторных исследований, а также документирование результатов исследований.
- Осуществление экспертной оценки полученных результатов.
- Составление отчетной документации.
Результатом действия этой программы становится оценка качества сбрасываемых стоков, а также постоянное наблюдение за используемым водоемом.