Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный раздел содержит как общие сведения, так и конкретное описание всех разновидностей аудита. В Российской Федерации есть ряд организаций, которые обязаны подвергаться регулярным проверкам. К таким относят компании, прибыль которых за прошлый год превысила отметку в 400 миллионов рублей.
Как подтвердить прием отчетности в ГИР БО
После сдачи финотчетности через оператора ЭДО налоговая должна направить квитанцию о приеме документации и извещение о вводе данных в информационную базу.
К официальным доказательствам, подтверждающим сдачу бухотчетности в ГИР БО, можно отнести следующие электронные записи и документы:
- подтверждение даты отправки в реестре;
- квитанция, сформированная инспекцией;
- извещение о контрольном соотношении, автоматически сформированное системой;
- уведомление о представлении уточнений;
- сообщение о том, что в файле фин. документации и аудиторском заключении не содержится ошибок.
Также аудиторскую проверку назначают на принудительной основе, если в распоряжении фирмы имеются активы более чем на 60 миллионов рублей. Подобные аудируемые фирмы должны регулярно получать объективную оценку правомерности собственной бухгалтерии. Впрочем, помимо принудительных проверок, аудит бывает и следующих видов:
- Инициативная оценка. В основном, аудиторское заключение требуют бизнес-партнеры, то есть соблюдение процедуры является обязательным условием некоторых сотрудничеств. Также заключение с оценкой работы компании скорее всего потребует банк. Если вы берете кредит на развитие уже существующей компании, то будьте готовы столкнуться с оценкой.
- Специальные аудиторские задания. Такая методика практикуется довольно часто, ее проводят для приведения бухгалтерии в приемлемый вид и подтверждения правовой «чистоты» организации.
Где нужно разместить аудиторское заключение в 2021 году?
Закон устанавливает обязанность по сдаче аудита в налоговую и размещению документа в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектах экономической деятельности (Федресурс). В налоговую инспекцию подавать его необходимо в течение 10 рабочих дней после выдачи аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, грядущего после отчетного. Делать публикацию в реестре аудируемое лицо должно в течение 3 рабочих дней после даты подписания документа.
Обязанность по размещению сообщения об аудите в Федресурсе устанавливается частью 6 статьи 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». Для ее исполнения (самостоятельно) требуется совершить следующие действия:
- Приобрести КЭП с расширением, позволяющим совершать публикации в реестре, и специализированное ПО для ее функционирования;
- Установить компоненты на рабочий компьютер с соблюдением технических требований, полный перечень которых представлен в виде PDF-файла на официальном сайте реестре;
- Войти в личный кабинет и пополнить его счет на сумму госпошлины;
- Дождаться зачисления оплаты;
- Составить текст сообщения и опубликовать его.
Такой метод часто сталкивает заказчиков аудита сразу с двумя проблемами: невозможность уложиться в отведенные законом сроки для совершения публикации и вероятность допущения ошибок при составлении текста публикации. Обе оплошности могут быть наказаны административной ответственностью, устанавливаемой ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ и предполагающей штраф в размере от 5.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
Ответственность за непредставление аудиторского заключения
Как было указано выше, аудиторское заключение в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо сдать в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения в установленные сроки предусмотрены следующие штрафы (статья 19.7 КоАП РФ):
- для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
В отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций и др. непредставление или нарушение порядка и сроков представления информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа (статья 15.19 КоАП РФ):
- на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года;
- на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.
Действия аудируемого лица и аудитора после завершения аудита
С октября 2016 года действует норма, в соответствии с которой заказчик аудита обязан внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСДЮЛ) сведения о результатах обязательного аудита с указанием в сообщении аудируемого лица:
- данных аудируемого лица (наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии));
- данных аудитора (наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии));
- перечня аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчётности, отчётного периода;
- даты аудиторского заключения и мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности;
- обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчётности, — если заключение модифицировано.
Согласно ст.21 Закона «Об аудиторской деятельности» неисполнение лицом требования об обязательном аудите влечет применение мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Напомним, что в первоначальной редакции ст.21 Закона «Об аудиторской деятельности» была установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обязательному аудиту, за уклонение от его проведения или воспрепятствование обязательному аудиту в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ. Однако с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ данные положения утратили силу (ст.2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
В настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.
Особенности проведения обязательного аудита отдельных организаций
На основании ст.97 Гражданского кодекса РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
С этой целью для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности открытое акционерное общество должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Как определено ст.86 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», аудитором (гражданином или аудиторской организацией) общества осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора. Аудитор общества утверждается на годовом общем собрании акционеров, которое проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (ст.ст.47, 48, 68 Закона «Об акционерных обществах»).
Поскольку обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации, в целях обязательного подтверждения годовой финансовой отчетности открытых акционерных обществ должны привлекаться именно аудиторские организации, тогда как, например, аудиторская проверка ОАО, осуществляемая по требованию акционеров (ст.103 ГК РФ), может проводиться индивидуальным аудитором.
Отдельно следует обратить внимание на установление Законом «Об аудиторской деятельности» обязанности индивидуальных предпринимателей по обязательному аудиту. Проведение обязательного аудита индивидуальных предпринимателей поставлено в зависимость от объема их выручки от реализации продукции.
В соответствии со ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности» под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Однако особенностью правового режима индивидуальных предпринимателей является то, что для них не установлено обязанности по ведению бухгалтерского учета. Требование об обязательном ведении бухгалтерского учета распространяется на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Сроки проведения аудита
Cроки представления аудиторского заключения должны быть согласованы с экономическим субъектом и связаны со сроками представления аудиторского заключения в контролирующие органы.
Напомним, что п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.
При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
С января 2020 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?
Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).
Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.10.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:
Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).
Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
---|---|---|---|
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
Типичные ошибки и нарушения
Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:
- неверные расчеты налоговых платежей;
- расхождения отчетных показателей;
- отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
- инвентаризационные и арифметические ошибки;
- несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
- неверное заполнение реквизитов;
- арифметические ошибки;
- неправильный расчет доходов и расходов;
- свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
- уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
- уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
- отсутствуют первичные документы;
- не начислены положенные резервы;
- нарушается лимит кассы и т.д.
Нарушения по основным средствам:
- не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
- не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
- отсутствует аналитический учет;
- расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
- документооборот разных операций нарушен.
Налоговые нарушения:
- в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
- необоснованное занижение налогов;
- НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
- не отражены пени, штрафы по налогам;
- неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
- не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.
Как проводится аудит налоговой отчетности
Аудиторскую проверку проводят в несколько этапов, каждый из которых рассмотрим подробно:
- Планирование проверки и подготовка к ее проведению. На этом этапе специалист по аудиту изучает деятельность проверяемой компании. Он подготавливает план своей работы и запрашивает необходимые для проверки документы. На данном этапе организация заключает с аудиторской фирмой договор аудита.
- Сбор данных, предоставленных для проверки и их анализ. На данном этапе проводится изучение перечня предоставленных документов. Иногда проводится опрос сотрудников, причем не только в устной, но и в письменной форме. Все данные формируются по группам и подвергаются систематизации. То есть непосредственная проверка проводится именно на этом этапе. Далее аудитор составляет заключение о достоверности отчетности компании.
- Заключение аудитора направляется руководству проверяемой компании. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности налоговой отчетности. Заключение аудитора выдается на руки руководителю. Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.
Ответственность компании за непроведение аудита
Все компании, которые указаны в ст. 5 закона №307-ФЗ, обязаны ежегодно проводить аудит отчетности и результате его направлять в органы статистики. Заключение аудитора сдается совместно со сдачей отчетности. В том случае, если в данный срок сдать отчет не представляется возможным, то это можно сделать в течение 10 дней с момента выдачи заключения. В любом случае предоставить заключение в статорганы следует не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Также компании должны внести информацию о проведенном аудите в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц. Это нужно сделать не позднее 3 рабочих дней с момента выдачи заключения.
Если компания обязана проводить аудиторскую проверку, но она этого не сделает, то ей грозит следующее наказание:
- Штраф от 5 до 10 тыс. рублей – если при выездной налоговой проверки выяснилось, что нет аудиторского заключения (15.11 КоАП РФ).
- Штраф от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тыс. рублей для юрлиц – если аудиторское заключение не было предоставлено в Росстат (19.7 КоАП РФ).
- От 30 до 50 тыс. рублей/отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц и от 700 до 1 млн. рублей – для юрлиц – если аудиторское заключение в положенный срок не было выложено на сайте АО (15.19 КоАП РФ).
Следует также иметь ввиду, что если указанные выше нарушения явились следствием каких-либо обстоятельств, то по решению суда штраф может быть уменьшен.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.
ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.
Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.
В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.
1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.
2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.
Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».
Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.
Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.
Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.
В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.