Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как иностранцу снять запрет на въезд в Россию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ
1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.
3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).
4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае — миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.
6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).
8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.)).
9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Что такое административное выдворение
Это процедура «выселения» иностранца с территории России за допущенное нарушение законодательства. Необязательно «проступки» должны относиться к миграционному праву. Это тип административного наказания. В статье 2,6 КоАП РФ прописано, что лица без гражданства, иностранные юрлица и обычные иностранцы, совершившие впервые административное нарушение, привлекаются к ответственности по общим основаниям. Чаще всего это штраф. Но повторное нарушение грозит «высылкой» за пределы РФ.
Причины применения выдворения
Причины выдворения разнообразны. Все они связаны напрямую с нарушением законодательства «земель». Например, поводами для привлечения к упомянутому виду ответственности могут послужить следующие моменты:
- Работа без патентов и/или разрешающих ведение деятельности документов.
- Несоблюдение сроков по регистрационному учету.
- Пересечение границы (транзитного проезда в том числе) с нарушениями установленных принципов.
- Нарушения пребывания в России.
- Обнаружение несоответствий фактических и заявленных целей нанесения визита.
- Отсутствие бумаг, свидетельствующих о правах проживания в России.
- Утрата документов, разрешающих жить в пределах регионов. Здесь важно отметить, что наказание последует, если мигрант пропустил сроки восстановления «справок».
- Попытки уклониться от выезда из страны по истечении сроков.
Кого могут депортировать
Этот вариант развития событий имеет ряд оснований. Применить меру могут, если:
- мигрант не выехал вовремя из страны ввиду окончания сроков действия виз или времени, отведенного на безвизовое нахождение в РФ;
- отказы признания человека беженцем или лишение/утрата соответствующего статуса;
- «урезание» сроков проживания на соответствующей территории по тем или иным причинам;
- въезд по поддельным документам;
- нежелательное нахождение иностранца в пределах РФ;
- аннулирование разрешений и бумаг, подтверждающих законное нахождение иностранца в РФ.
Соответствующее решение обычно принимается правоохранительными органами. Иностранца должны проинформировать, после чего взять письменное обязательство относительно реализации «постановления». Если отсутствует добровольное исполнение решения, то гражданина отправляют в специализированный центр. И уже оттуда иностранца отправляют на родину. Но перед этим проводится судебное заседание, на котором уполномоченное лицо выдает постановление по рассматриваемому вопросу. Стоит знать, что принудительная депортация из России — крайняя мера, и применяют при принципиальном отказе мигранта следовать выписанным предписаниям. На оспаривание постановления относительно «высылки» подобном образом отводятся 3 месяца. Отсчет времени начинают с момента получения уведомления о назначении наказания. Если дело дошло до суда, на подачу жалобы отводят 10 суток. Обращение подают в инстанцию по месту проживания мигранта в письменной форме. Депортации не подлежат:
- беженцы;
- те, кто только что обратился за получением статуса беженца или политубежищем;
- беженцы, утратившие соответствующий статус, но не способные добраться до Родины по независящим от них поводам;
- консулы;
- дипломатические сотрудники.
В России при этом можно остаться, если:
- заключили брак с гражданином РФ;
- у «осужденного» есть дети или родственники-граждане РФ;
- на законных основаниях ведется трудовая деятельность в пределах страны;
- в РФ проходит курс того или иного решения.
На какие сроки иностранных граждан могут выдворить?
За административное правонарушение последует наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Согласно ст.27 ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ» после высылки иностранца за пределы РФ, ему будет запрещен въезд в РФ сроком на 5 лет.
Внимание! Существует исключение – при осуществлении выдворения представителями пограничной службы ФСБ РФ – запрещается въезд в течение одного года.
Если гражданин еще раз предпримет попытку пересечь границу по своим документам, но с измененными данными (паспорт записан на другую фамилию), въезд закрывается уже по новым паспортным данным. При установлении повторного факта подобного въезда, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы».
Ограничение на въезд сроком на три года предусмотрено в случаях:
- нелегального нахождения на территории РФ свыше 120 дней;
- лицо имеет более двух привлечений к административной ответственности.
Ограничение срока на въезд в течение десяти лет предусмотрено в случае депортации гражданина или выдворения во второй раз.
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.
В каких странах нет экстрадиции
Закон об экстрадиции является, по сути, формой сотрудничества и взаимодействия разных государств, при содействии которых между собой возможна поимка преступников, скрывшихся от правосудия в другой стране. Преступившие черту закона на родине ищут места на земном шаре, откуда их не вернут назад в страну, где их ожидает наказание за содеянное преступление, то есть, как избежать экстрадиции.
Российская Федерация состоит в международных договорах, по условиям которых должен производиться процесс экстрадиции с 65 странами. Но, наличие договора не подразумевает основания обязательной выдачи преступника – это остается правом каждого государства.
Отсутствие же договора не говорит о том, что преступников с этих стран нельзя отправить на родину. При умной работе дипломатов, страна в которой нашел укрытие, преступник может его выдать и вернуть на родину.
Стран без экстрадиции в Россию, то есть отказывающихся выдавать преступников РФ достаточно, так, например, экстрадиция из США в Россию невозможна.
Страны, где нет экстрадиции и с кем не заключен договор об экстрадиции можно отнести также:
- США;
- Великобританию;
- Венесуэлу;
- Израиль;
- Польшу;
- Китай;
- Японию;
- Швецию;
- Украину;
- Беларусь;
- Грузию.
Нет экстрадиции в Гималайском государстве Бутан, поскольку нет и дипломатических отношений со многими странами. Нет договоров с Косово, как непризнанного государства и еще рядом стран.
Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.
По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:
- лица, являющегося гражданином РФ;
- подданного другого государства;
- лица без гражданства;
- лица с двумя или более гражданствами.
Классификация с учетом цели процедуры:
- необходимость осуществить уголовное преследование;
- необходимость отправления правосудия;
- необходимость исполнить приговор.
Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:
- по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
- по запросу любого государства к РФ.
Основания для применения
Процесс депортации из России представляет собой принудительную высылку вследствие утраты иностранцем или апатридом каких-либо законных оснований для проживания (работы, учебы) в Российской Федерации. Среди причин наиболее распространены:
- просроченное покидание страны (истек срок юридической силы визы или максимального безвизового проживания);
- окончился срок действия разрешения на работу (патента), РВП, был аннулирован ВНЖ, подтверждающие легальность проживания;
- иностранное лицо не смогло получить статус беженца, утратило или лишилось его;
- въезд в страну был незаконен (осуществлен по фальшивым личным документам);
- нахождение на территории России иностранца было признано нежелательным.
Срок административного выдворения может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, которая повлекла за собой применение подобных мер, потому что существуют различные виды административного выдворения. Если человек выдворяется Пограничной службой ФСБ при попытке пересечь границу с другими документами, то тогда продолжительность запрета на въезд будет составлять год. В других случаях стандартный срок выдворения, согласно ст. 27 Федерального закона 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», составляет пять лет.
Последствием административного выдворения также является отказ в виде на жительство, на получение гражданства или временного проживания.
Сроки и порядок осуществления
До того момента как будет вынесено решение суда, никто не имеет права требовать от вас выезда с территории страны и устанавливать сроки для осуществления этого действия. После вынесения официального решения у лица, в отношении которого выставляется требование о выдворении, у вас будет 10 суток для того, чтобы его исполнить.
Однако еще до начала суда есть возможность принять ряд мер для защиты своих прав и продлить сроки административного выдворения:
- в течение 10 дней обжаловать выдвинутые обвинения;
- продлить срок пребывания в стране можно через официальный больничный и справку о ненадлежащем состоянии здоровья от врача.
Процедура выдворения, самостоятельного или принудительного, состоит из следующих этапов:
- составление протокола по факту административного правонарушения сотрудниками полиции или миграционной службы;
- делопроизводство и подготовка доказательной базы;
- суд и вынесение решения суда;
- самостоятельный выезд лица, в отношении которого принято решение суда о выдворении;
- помещение в специальный центр при несоблюдении сроков самостоятельного выезда из страны;
- уплата штрафа;
- принудительное контролируемое выдворение под конвоем.
Процедура принудительного выдворения применяется только в том случае, когда выдворяемое лицо не осуществило самостоятельного выезда или совершает повторное нарушение закона в течение 12 месяцев. То, на какой срок присуждается административное выдворение, зависит от тяжести совершенных правонарушений, он может составлять от 1 года до 5 лет.
Сотрудники каких служб осуществляют административное выдворение
От ситуации, в которой было зарегистрировано правонарушение, зависит, сотрудники каких организаций будут осуществлять процедуру административного выдворения.
Если факт нарушения был зафиксирован при попытке пересечь границу РФ, данным правом обладают сотрудники Пограничной службы РФ по распоряжению начальника КПП. Если иностранный гражданин / лицо без гражданства уличен в нарушении законодательства на территории страны, исполнение решения суда контролирует Федеральная служба судебных приставов. Именно судебные приставы информируют о факте выезда/невыезда лица, подлежащего выдворению, Министерство иностранных дел и Главное управление по внешней миграции МВД.
Принудительное контролируемое выдворение осуществляется с участием судебных приставов, миграционной и пограничной служб, а также сотрудников правоохранительных органов, из числа которых, как правило, формируется конвой.
Ограничения по въезду в Россию для выдворенных иностранцев
Получение наказания за правонарушение в виде принудительно выезда из РФ имеет много неприятных последствий. Во-первых, приходится тратить деньги на обратный билет и отказываться от планов по трудоустройству и легальной жизни в стране. Во-вторых, аннулируются все с трудом полученные разрешительные документы, которые потом переоформить заново не получится, как и оформить гражданство. На самое главное – компетентные органы (МВД, Минюст, ГУВМ, ФСБ) могут установить запрет на въезд в страну на длительный период.
Запрещают возвращаться в Россию, как правило, лицам, которые использовали при пересечении границы поддельные документы, неоднократно совершали преступления или превысили разрешенный срок пребывания. Некоторым иностранцам выдают постановление о том, что их нахождение в РФ является нежелательным.
Срок действия запрета зависит от совершенного правонарушения и обстоятельств дела:
- 5-10 лет – неуплата налогов, использование фальшивых документов, наличие непогашенной судимости в РФ или другом государстве, нахождение в стране дольше разрешенного срока;
- 3 года – пребывание в стране от 4 месяцев, привлечение по КоАП два и больше раз за год.
Порядок административного выдворения иностранных граждан из РФ – как происходит выдворение иностранцев из России
Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ зависит от вида выдворения: мигрант покидает страну либо самостоятельно, либо под сопровождением миграционных органов.
В первом случае иностранный гражданин, которому суд предписал покинуть границы РФ, получает на руки соответствующее судебное решение о выдворении, после чего он обязан в течение пяти суток пересечь границу Российской Федерации. Факт его перемещения за пределы России фиксируют представители миграционной службы УВМ МВД.
Во втором случае, при принудительном выдворении, иностранного гражданина до границы сопровождает сотрудник миграционной службы. Такая мера принимается в случаях многократного нарушения закона, когда мигрант отказывается покинуть страну самостоятельно, либо когда он не может уехать из России по финансовым обстоятельствам. В таком случае затраты на выдворение на себя берет миграционный орган либо посольство того государства, откуда человек приехал в Россию.
Обжалование административного выдворения – как подать жалобу на выдворение
После вынесения постановления суда возможно обжаловать выдворение в течение 10 дней.
Жалоба на административное выдворение должна быть подана в суд, выдавший постановление. Если апелляционная жалоба на выдворение составлена корректно, материалы дела далее передаются в вышестоящий суд, где и проходит рассмотрение об апелляции.
Вместе с заявлением на отмену административного выдворения необходимо указать реквизиты оспариваемого постановления, описать детали совершенного правонарушения и также подкрепить документально доводы в пользу отмены административного выдворения из РФ, такие как свидетельство о браке с гражданином РФ, справка из ВУЗа в случае обучения, или другие документы свидетельствующие в пользу отмены постановления.
Все документы должны быть нотариально заверены. А документы иностранного происхождения – переведены.
В случае, если вышестоящий суд в результате апелляции вынес отказ, иностранный гражданин обязан покинуть Россию в течение последующих 15 суток после вынесения решения.