Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конфликт интересов на государственной службе это ситуация при которой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.
Представитель контролирующего органа участвовал в проверке учреждения, в котором работает его близкий родственник
Это очень часто встречающийся вид конфликта интересов, к нему относятся такие ситуации:
- сотрудница контролирующего органа проводила проверку деятельности двух подведомственных учреждений — в одном на позиции бухгалтера работала ее сестра, в другом, на рядовой должности, — ее сын. При этом предмет проверки в первом случае (порядок ведения бухгалтерского и налогового учета) напрямую касался деятельности сестры проверяющей чиновницы. Во втором случае в перечень проверяемых обстоятельств входило, в том числе, начисление зарплаты сыну проверяющей чиновницы. То есть в обоих случаях контролер была заинтересована в результатах проверки. Это конфликт интересов, проверяющую уволили;
- чиновник, работающий в органе транспортного контроля, проверил компанию, которая принадлежит его сожительнице, и не уведомил об этом факте нанимателя. Его уволили;
- служащая налогового органа проводила камеральные проверки нескольких компаний, в которых бухгалтерский и налоговый учеты отдали на аутсорсинг в стороннюю компанию. Конфликт состоит в том, что в этой сторонней компании, взявшей на себя бухучет проверяемых лиц, работали сестра и подруга проверяющей чиновницы. Чиновницу уволили и суд с этим решением согласился.
Понятие конфликтов интересов
Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.
Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,
Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.
Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:
- государственные, муниципальные служащие;
- сотрудники государственных корпораций, Центробанка РФ, ПФ РФ и так далее;
- работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти;
- иные лица, если обязанность установлена действующими нормами закона.
Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.
Общий порядок разрешения
Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.
Для устранения конфликта следует помнить, что:
- должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
- обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
- отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.
Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.
Если речь идет об иной работе с оплатой
Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.
Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.
То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.
Итак, из вышеперечисленных случаев следует, что при возникновении конфликта интересов со стороны работника обязательно должны последовать меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта. В противном случае это будет считаться правонарушением. Какие могут быть наступить санкции?
Используя подобные ситуации в личных интересах, можно подорвать или полностью утратить доверие работодателя, вследствие чего наступят последствия в виде увольнения в занимаемой должности на государственной службе. Это достаточно жесткая мера пресечения, однако она базируется на том, что интересам и правам граждан, общества, организаций, субъектов Российской Федерации или же самой стране не должно быть причинено никакого вреда из-за некорректных действий государственных служащих.
В этом случае дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения замечания, выговора или же предупреждения о том, что данный сотрудник не полностью соответствует занимаемой должности.
Сам факт возникновения потенциального конфликта интересов – это естественное явление. Ведь каждый чиновник остается членом различных социальных групп, имеющих собственные цели и интересы. Первостепенной важностью обладает то, что превратится ли потенциальный конфликт интересов в реальный, и как ситуация будет решена. Для выбора должностным лицом этического поведения решающим значением обладают характеристики элементов, которые составляют целостную систему противодействия коррупции:
- качество и эффективное исполнение антикоррупционного законодательства,
- профессиональная этика;
- эффективность местных стратегий противодействия коррупции – то есть набор процедур, которые устанавливает система в законах, то, что она называет социально желательным и то, какие законные способы решения ситуации реального конфликта интересов предлагаются.
Урегулирование конфликтов
Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.
Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.
Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.
Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.
Служебное поведение муниципального служащего
Во избежание неблагоприятных ситуаций по должности, служащий должен следовать этике служебного поведения, заложенного в законодательстве.
В связи с чем, на служащего возлагаются дополнительные обязанности к служебному поведению:
- служить интересам муниципального образования и населению добросовестно;
- иметь нетерпимое отношение к коррупции и в короткие сроки ставить в известность представителя нанимателя или работодателя о личной заинтересованности;
- соблюдать права и свобод граждан, обращающихся за помощью в реализации своих прав и законных интересов, равным образом относиться к каждому без исключения, невзирая на их имущественное положение, национальность, религиозные убеждения и политические взгляды;
- не отдавать предпочтения отдельным лицам при выполнении должностных обязанностей;
- соблюдать профессионализм и компетентность на муниципальной службе;
- в рамках регламента принимать личный прием граждан и рассмотрение их обращений;
- уважать местные традиции муниципального образования;
- брать во внимание культурные ценности и взгляды народов и национальностей России при ведении приема граждан;
- не разжигать национальных или религиозных конфликтов;
- избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести вред в работе местного органа, его авторитету и доверию со стороны населения.
Личная заинтересованность
Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей. В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.
Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.
Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности
- Неоправданная широта полномочий.
- Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
- Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
- Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
- Превышения свободы чиновников для правотворчества.
- Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
- Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
- Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
- Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
- Безнаказанное злоупотребление властью.
- Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.
Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе – это нормально. Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.
Живя в мире людей, человек не раз сталкивается с тем, что ему предлагается отречься от собственных верований и присоединиться к чужому мнению. Чтобы получить от кого-либо помощь, нужно подумать над тем, как потом отблагодарить помогающего. Чтобы с кем-то состоять в отношениях, нужно думать не только о себе, но и о другом человеке. Это все правильно, поскольку никто не готов быть жертвой или рабом. Но вместе с тем не нужно и самим забывать о собственных потребностях. Можно сказать, что в любых отношениях не нужно впадать в крайности – заботиться только о себе или заботиться об интересах другого. О каких бы отношениях ни шла речь, важно балансировать на грани, где соблюдаются ваши интересы и интересы вашего партнера практически в равных пропорциях.
В первую очередь нужно заботиться о своих интересах. Обращаясь за помощью и получая ее, необходимо понимать, соблюдает эта помощь ваши интересы или мешает им, ущемляет, ограничивает. Не нужно подстраиваться под других, ущемляя свои интересы. Иначе вы будете действовать, исходя из чужих интересов.
Все люди помогают друг другу. Более того, в славянском народе прославлен культ помощи другому человеку: не помоги себе, но обязательно помоги другому. Но как бы вы ни поступали, главное другое – это соблюдение собственных интересов. Помогая самим или принимая помощь от других, важно в первую очередь заботиться о соблюдении собственных интересов. Вам не нужна будет та помощь, которая лишь ухудшила вашу жизнь. Поэтому следите за тем, чтобы даваемая или получаемая вами помощь в первую очередь учитывала ваши интересы, а потом уже интересы других людей.
Заботьтесь о своих интересах в первую очередь. А если вам кто-то помогает или взаимодействует с вами, следите за тем, чтобы ваши интересы соблюдались. Если люди будут чуточку эгоистичнее в собственных интересах, тогда они станут более счастливыми, нежели являются сейчас. Ведь идея о том, что помогая другим, вы помогаете себе, не оправдана. Из 10 человек, которым вы помогли, лишь половина могут ответить вам взаимностью, если повезет. Поэтому не будьте жертвенными рабами. Лучше в первую очередь помогите себе, тогда вы станете более счастливым человеком, нежели были, пока ущемляли собственные интересы ради интересов других людей.
Заботясь о своих желаниях, предлагается просто не отрекаться от них. Помните о том, что вы должны достигать своих целей и следовать за своими интересами. Это важно при решении любого конфликта. Никогда не отказывайтесь от того, что важно. Решайте конфликты с другими людьми или сами с собой так, чтобы ваши интересы хоть частично, но удовлетворялись.
Понятие «ситуация, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей»
Согласно части 2 ст. 10 Закона N 285-ФЗ главным условием квалификации ситуации в качестве конфликта интересов является не просто наличие личной корыстной заинтересованности, но и обязательно ее влияние или возможность повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей. Как видно, определение конфликта интересов в редакции Закона N 285-ФЗ носит в значительной степени вероятностный характер. И в этом контексте возможно говорить о следующих ситуациях, при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
Ситуация действительного конфликта интересов — это ситуация, в которой констатируются наличие какого-либо личного интереса и его реальное влияние на то, как данное лицо выполняет свои профессиональные и служебные обязанности. Влияние личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей зависит от характера интересов, например политическая принадлежность, профессиональные связи, вера, семейная ответственность, личное имущество, капиталовложения, долги и др., или их количественной оценки, например интерес в семейном бизнесе, возможность получить большую прибыль, избежать убытков и т.д. В этой ситуации лицо, замещающее должность, не принимает мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сознательно допускает наступление ситуации, в результате чего получает искомый доход.
Ситуация возможного конфликта интересов — это ситуация, в свете которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, не является в тот момент, когда ставится такой вопрос, достаточной для возникновения конфликта интересов, поскольку пока еще нет никакой связи между его должностными обязанностями и его личными интересами. Но гипотетически (в потенции) личная заинтересованность может проявиться и повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, особенно в ситуациях их эволюции или изменения. Во всех подобного рода случаях необходимо проводить проверку, не могут ли личные интересы должностного лица повлиять на то, как оно будет исполнять свои обязанности в новых служебных условиях или новые должностные обязанности, с тем чтобы убедиться, что реальный конфликт интересов не наступил и остается по-прежнему лишь потенциальным.
Ситуация кажущегося конфликта интересов — это ситуация, в которой личной заинтересованности лица, замещающего должность, в реальности не существует или имеющиеся по этому поводу факты являются недостоверными, т.к. есть лишь видимость того, что данное лицо имеет некую личную заинтересованность, способную повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, необходимо провести служебное расследование. Необходимо установить, что должностные обязанности лица не являются несовместимыми с его личной ситуацией, что оно не совершает правонарушений и не проявляет недобросовестности, необъективности и пристрастности при исполнении им своих должностных обязанностей. До тех пор пока эти факты не доказаны, налицо видимость конфликта интересов, и предъявлять обвинения данному лицу нельзя.
Формы, которые принимает конфликт интересов
Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия
Личная заинтересованность не всегда приводит к конфликту интересов. Более того, не всегда конфликт интересов является неправомерным и карается законом. Именно поэтому не существует отдельно взятого закона, который бы оценивал непосредственно преступность конфликта интересов. Личный интерес является первой ступенью на пути к совершению преступления или неправомерного действия. Он также может привести к административному нарушению, за которое можно получить штраф в виде нескольких необлагаемых минимумов с дохода служащего либо условное ограничение свободы, особенно, если такая ситуация случилась впервые у человека с отличными рекомендациями, работающего на госслужбе.
Интересно. Предотвращение конфликта интересов или умение разрешить такие споры приводит к сохранению свободы, финансов, репутации отдельно взятых служащих и предприятия в целом.
Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.
Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.
В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.
Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.