Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Багажник, фаркоп, колеса побольше… — за это отнимут регистрацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не все так однозначно. Никаких новых правил и наказаний введено не было, но действующие в России ПДД и без них запрещают изменения в конструкцию транспортных средств. Эксплуатация автомобиля запрещается при модификации тормозов и рулевого управления, световых приборов и стеклоочистителей. На машине должны стоять шины штатных размеров, а двигатель — отвечать нормам по вредным выбросам.
То есть истории про штрафы за багажник — фейк?
Кроме того, в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указаны в том числе и изменения конструкции, выполненные без разрешения ГИБДД или МВД. Именно к ним можно отнести нештатный багажник или фаркоп, утверждает автоюрист Сергей Смирнов: «Запрещены изменения, не предусмотренные заводом-изготовителем. Например, если на автомобиль не предусмотрена установка фаркопа, но лично я знаю только один такой — это Chevrolet Traverse. Если его все-таки поставить, то это будет считаться конструктивным изменением».
В случае с багажниками штраф можно получить только при устройстве самодельных конструкций или если установка багажника вообще не предусматривается конструкцией, продолжает Смирнов: «Допустим, автовладелец взял и сварил из арматуры багажник. Или поставил, например, рейлинги туда, где их не может быть — на крышу спортивного купе или кабриолета. Все остальные случаи, когда устройство ставится на штатные места крепления, нарушением не являются».
Административная ответственность
Как наказывается самовольная или неправильная установка багажника, указано в КоАП РФ. ПДД устанавливается только перечень неисправностей, с которыми эксплуатация ТС запрещается, а санкции указаны в Кодексе об административных правонарушениях.
В данном случае применяется ст. 12.5. В части первой как раз содержится ссылка на Основные положения по допуску и их нарушение наказывается штрафом в размере 500 рублей. При этом у сотрудника ГИБДД есть право ограничиться только предупреждением водителю.
Безопасность самодельного, кустарного багажника вряд ли удастся подтвердить в какой-либо лаборатории или экспертной организации, поэтому таких усовершенствований ТС лучше избегать вообще.
Таким образом, никакие новые правила в 2020 году не вводились, изменения к ГОСТ Техрегламента, вступившие в законную силу с 1 июля, касаются только автомобилей с правым рулем. Что касается багажников, то они не запрещены, если являются съемными и сертифицированными, установлены по инструкции.
Нужно ли требовать сертификат соответствия у продавца багажников для авто?
Если вы купили багажник на крышу автомобиля, то имеете законное право потребовать у продавца документ, удостоверяющий его соответствие ГОСТу и техническим стандартам. Но, при этом нужно понимать, что эта бумага больше нужна вам для собственного успокоения.
Сертификат дает гарантии покупателю на то, что изделие изготовлено в соответствии с нормами и стандартами РФ. Поэтому его можно спокойно эксплуатировать, не боясь того, что оно может как-то негативно повлиять на технические характеристики транспортного средства.
Некоторые автовладельцы считают, что если они предъявят сертификат на багажник для авто, то это защитит их от штрафа. На самом деле, с точки зрения закона, инспектор ГИБДД или любое другое должностное лицо не имеют права требовать от вас такой документ.
Сертификат на продукцию получат предприятие-изготовитель. И именно оно обязано предъявить по запросу покупателя или проверяющей организации этот документ. Требовать сертификат с водителя, пугая его штрафом за езду с багажником на крыше авто, инспектор не имеет права! Тем более что пользоваться этим аксессуаром никто не запрещал.
В каком случае требования заплатить штраф за езду с багажником на крыше законны?
Требования заплатить штраф за езду с багажником на крыше автомобиля законны только в одном случае – когда водитель установил и эксплуатирует самодельную конструкцию.
Если вы придумали и своими руками (или совместно с соседом по гаражу) сделали из металла или любого другого материала какое-то приспособление для перевозки багажа на крыше машины, то вас могут оштрафовать. Эксплуатировать самодельный багажник, также, как нештатный фаркоп или любое другое техническое новшество, не зарегистрированное в ГИБДД – запрещено.
Хотите самостоятельно внести изменения в конструкцию автомобиля – зарегистрируйте их официально. Правда для этого вам придется пройти семь кругов ада, доказывая, что ваше изобретение не вступает в конфликт с правилами безопасности. Даже, если вы настоящий Кулибин, и умеете придумывать и конструировать всевозможные полезные штучки, доказать официально право на их эксплуатацию будет очень сложно.
У меня фирменный багажник. Ограничений нет?
Ограничения есть, но они не связаны с нарушениями ПДД. Во-первых, есть ограничения нагрузки на крышу или рейлинги автомобиля. В случае с легковыми моделями это, как правило, не более 50 килограмм. Во-вторых, ограничения по массе груза есть у самого багажника. Чаще всего багажник рассчитан на больший вес, чем рейлинги (например, на 120 кг), но ориентироваться в этом случае нужно на меньшее значение.
При превышении расчетных величин можно повредить сам багажник, помять рейлинги или крышу автомобиля. Кроме того, тяжелый груз на крыше повышает центр тяжести, что ухудшает поведение машины на дороге. Наконец, в случае с открытым багажником нужно очень ответственно подходить к вопросу крепления груза, чтобы избежать падения вещей на ходу — вина за повреждения дороги и других машин в таком случае всегда возлагается на владельца груза.
Госавтоинспекция также разъяснила, что требования к использованию багажников на крышах автомобилей не вводились.
«Последние поправки в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» были внесены в 2018 году, при этом процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства они не касались, — уточнили в ГИБДД. — Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован, и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется».
Как объяснили в ведомстве, если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам фаркопам. Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортное средство, и требования, предъявляемые к ним, строго определены положениями Технического регламента.
«Если установка, например, противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного транспортного средства, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию обязательно», — добавили в ведомстве.
А вот установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, считается внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность.
Что делать, если инспектор остановил «доработанный» автомобиль?
В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах.
При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде, — советует адвокат.
Можно ли переделывать машину
Можно, но после детального изучения технических регламентов. Например, техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Там довольно четко указано, какие переделки авто не требуют последующей легализации, а какие придется оформлять.
«Оформить» – значит пройти проверку на безопасность новых компонентов и внести соответствующие пометки в ПТС.
Также читайте: Как обманывают автовладельцев при получении кредита под Залог автомобиля
Есть ли для фирменных багажников ограничения?
Ограничения возможны, но с правилами дорожного движения они не связаны. Это технические параметры, при невыполнении которых повреждается навесная конструкция, либо автомобиль. Она относится к тому, чтобы автовладелец не превышал весовую нагрузку, которая предусмотрена производителем.
Необходимо также учитывать нагрузку на крепежные элементы. Она не должна превышать запас прочности, даже если багажник выдерживает такой вес. Если расчетные величины превышаются, это приведет к повреждению багажника, деформированию рейлингов или крыши автомобиля.
Особое внимание необходимо обращать на то, что превышение веса груза на крыше поднимает центр тяжести автомобиля и ухудшает ходовые возможности. Открытый багажник требует ответственного крепления каждого грузового места, чтобы они не слетели во время езды.
Если по этой причине будет повреждено дорожное покрытие или другие транспортные средства, пострадают прохожие, ответственность за происшествие будет полностью на автовладельце, неправильно закрепившем груз.
Автобокс — это, по сути, ещё один багажник, только на крыше машины. Автобоксы устанавливаются на поперечные опоры багажных систем, и это можно сделать без обращения в сервис. В качественном исполнении боксы имеют множество достоинств: позволяют сложить отдельные вещи, не упаковывая их; защищают багаж от воров, запираясь на замок; имеют герметичную камеру, не пропускающую воду и пыль; достаточно привлекательно выглядят, позволяя подобрать цвет и дизайн. При выборе важно обратить внимание на способ фиксации крышки (пружины дешевле и надёжней, упоры-амортизаторы – удобнее, но могут подвести в мороз), материал, из которого сделан бокс (глянцевое покрытие быстро теряет привлекательность из-за миницарапин, а ABS-пластик «впитывает» дорожную грязь). Дорогие модели снабжены системой двустороннего открытия, что облегчает установку, загрузку и разгрузку бокса, а также оборудованы датчиками «открытого состояния».
Бюджетный вариант автобокса — багажные сумки, которые обычно сделаны из водонепроницаемой ткани и имеют небольшой вес. Но, в отличие от монолитных боксов, их нужно отдельно фиксировать, чтобы сумку не украли вместе с поклажей.
Следует ли ждать проверок на дорогах?
Возможно развитие ситуации по двум сценариям, считает Михаил Тарасов. Либо полноценные проверки на предмет соответствия новым правилам и выдача разрешений начнутся с 1 июля 2021 года. При этом все выявляемые при выборочной проверке автомобили будут подвергать полноценной процедуре проверки. Либо властями будут приняты дополнительные подзаконные нормативные акты, в которых будет оговариваться порядок работы сотрудников ГИБДД при выявлении нарушителей требований постановления правительства РФ №413. А значит, на дорогах очень скоро, буквально на днях, могут начаться проверки автомобилей.
Обеспечить тотальное соблюдение каждым автомобилистом норм техрегламента органам контроля и надзора, скорее всего, сразу не удастся и будут проводиться выборочные проверки.
Какой вес груза на крыше авто?
Важно уделить внимание нагрузке, которую вес груза на крыше авто и сам багажник оказывают на машину. Средние максимальные значения для иномарок 60 – 95 кг, у русских 50 – 70 кг. Не рекомендуется загружать больше 70 кг вместе с весом багажника. Нагрузка идет не только на кузов, но и легко могут дать трещину стекла на неровной дороге, что приведет к финансовым вложениям и не безопасно для движения.
Предельную нагрузку на весь автомобиль можно посмотреть в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации
В ПДД присутствуют следующие указания:
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Есть ли ограничения скорости автомобиля с грузом на крыше?
Правилами дорожного движения отдельно нет ограничения скорости движения с грузом на крыше, но стоит всегда учитывать ПДД 10.1
«Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.»
Водитель должен всегда самостоятельно оценивать с какой скоростью безопасно двигаться, в пределах максимальных ограничений ПДД. Стоит уделить внимание увеличению тормозного пути, габаритов и аэродинамическим воздушным потокам.
Какая должна быть конструкция багажника
Чтобы быть уверенным в законности установки грузовых конструкций на крыше авто, нужно сделать следующее.
- Проверить, снабжен ли верх машины заводскими (штатными) крепежами. Это свойственно многим современным авто.
- Предъявляются требования к самому багажнику. Он должен быть произведен на заводе и сертифицирован, а не смонтирован собственными силами владельца.
Перечислим основные элементы, которые при этом могут быть установлены на крыше частного транспортного средства:
- Рейлинги – продольные дуги для присоединения грузовой конструкции.
- Ригели – поперечный тип крепежа. С их помощью багажник фиксируют к рейлингам.
Какие багажники запрещены на крыше?
С помощью этих двух деталей багажники присоединяются к современным моделям авто. Используется один из элементов или оба. Крепления должны производиться строго по стандарту от завода – производителя.
Штраф за багажник на крыше — это бред. Почему так, объясняет автоблогер
Информация стала доступной. Настолько доступной, что быстро можно найти простое и понятное решение любой проблемы. И неважно, правильное оно или нет. Важно, что быстро, просто и понятно. Системный подход к решению проблемы стал немодным. Зачем нагружать мозг, если есть интернет? Вбил запрос — получил решение.
Например, как вести себя при встрече с инспектором ГИБДД? Правильно: потребовать предъявить служебное удостоверение и назвать причину остановки. Ответить на вопрос, что подразумевается под словом «причина», водитель не может. Впрочем, и большинство инспекторов понятия не имеют, какую информацию в ответ на такой вопрос они обязаны предоставить. (Ответ — в конце статьи).
Юрий Панченко
Оборотная подобного образа жизни состоит в том, что человеком становится легко управлять. Следователи прекрасно знают, что, собрав какую-то информацию о человеке, можно начать ее пересказывать, вплетая нужные события. Даже если событий в реальности не было, большая часть людей начинает верить в их реальность.
Жизнь состоит из стандартного набора действий: проснулся, позавтракал, отправился на работу и т. д. Достаточно описать кусочек привычной для всех жизни и вписать в этот контекст фейковую новость, и общество готово выплеснуться на улицы.
Например, ездили водители с багажником на крыше — беды не знали, и вдруг новость: установка багажника незаконна. Заходит обыватель по привычке в интернет, а там об этом рассказывается или просто, но неправильно, или указана ссылка на документ в несколько сотен страниц, вникать в который просто лень. Проще встать в протестную позу, грязно выругаться и почувствовать себя борцом за справедливость.
Но все-таки попробуем кратко и понятно разобраться с проблемой.
Все знают, что автомобиль должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД. Результат процедуры — свидетельство о регистрации — водители обязаны возить с собой. Для чего это нужно?
В соответствии с законом «О техническом регулировании» приняты два технических регламента, взаимно дополняющих друг друга:
- «О безопасности колесных транспортных средств»,
- «Безопасность автомобильных дорог».
Выполнение их требований как со стороны государства, так и со стороны граждан ведет к тому, что вероятность возникновения ДТП при передвижении автомобилей по дорогам сводится к минимуму.
Если модель автомобиля, собираемая на территории РФ, соответствует требованиям технического регламента, то на нее выдается документ «Одобрение типа транспортного средства». На основании данного документа уже на каждый автомобиль выдается «Паспорт транспортного средства» — ПТС. Водитель приходит с ним в ГИБДД и проходит процедуру регистрации, подтверждая таким образом безопасность автомобиля.
Аналогично происходит и при ввозе автомобилей из зарубежья. Тогда «Одобрение типа» выдается или на партию автомобилей, или даже на отдельный автомобиль, конечно, если он прошел процедуру проверки на соответствие регламенту.
Эксплуатация автомобиля подразумевает его периодическое обслуживание с заменой расходных материалов (фильтров, колодок, покрышек и т. д.), а также возможные ремонты, когда без запасных частей не обойтись. Если применяются оригинальные расходники и запчасти, которые носят общее название — компоненты, то вопросов не возникает.
Если на транспортное средство устанавливаются неоригинальные компоненты, то подобные действия в техническом регламенте называются «внесением изменений в конструкцию». И прежде чем их применять, необходимо определить, насколько тот или иной неоригинальный компонент безопасен для конкретного автомобиля. А затем еще и зарегистрировать внесенные изменения в ГИБДД. Это долго и дорого.
Потому Регламент дает производителям автомобилей и производителям неоригинальных компонентов поблажку. Они сами заблаговременно могут испытать компоненты в составе той или иной модели транспортных средств и сообщить об этом миру.
Производитель автомобилей описывает установку различных компонент (детское кресло, багажник, тягово-сцепное устройство и так далее) в «Руководстве по эксплуатации».
Производитель компонентов прикладывает к ним или сертификат, или декларацию, что данный компонент в составе данной модели пришел испытания на безопасность. Впрочем, подобная информация может быть сообщена водителю самым простым способом — с помощью надписей на упаковке. Покупаете вы новые «дворники», а на упаковке перечисляются сотни моделей автомобилей, на которые их допускается ставить. Казалось бы, зачем? Но, как видим, надписи имеют сакральный смысл.
Возвращаемся к теме статьи — к багажнику.
Согласно приложению № 1 к техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» он относится к компонентам транспортного средства. Чтобы избежать необходимости регистрировать установку багажника в ГИБДД, можно пойти двумя путями:
- Обратиться к официальному дилеру или самостоятельно заказать оригинальный багажник от производителя. На многих моделях выполнена подготовка для установки багажника — в корпусе имеются необходимые отверстия. Достаточно снять заглушки и прикрутить оригинальный крепеж багажника. Описание установки такого багажника содержится в «Руководстве по эксплуатации», и претензий со стороны ГИБДД быть не может. На некоторых моделях автомобилей прямо с завода устанавливают декоративные элементы — ложементы (рейлинги). Тогда в «Руководстве по эксплуатации» приводится инструкция, что и как на них можно устанавливать.
- Купить багажник, в комплекте к которому идут декларация или сертификат, что данный багажник был испытан в составе модели вашего транспортного средства.
В обоих случаях со стороны ГИБДД к водителю не будет никаких претензий, что внесенные им изменения в конструкцию не были зарегистрированы. Причем возить с собой какие-либо документы, доказывающие правомерность установки багажника без регистрации в ГИБДД, водитель не обязан.
Если водитель самостоятельно изготавливает багажник, а тем более сверлит под него дырки в крыше, или покупает непонятную конструкцию на авторынке, к которой не прилагается никаких сертификатов и деклараций, то сказать, безопасны данные конструкции или нет, могут только эксперты. Их заключение становится ключевым документов при оформлении установки багажника в ГИБДД.
А без о об установке данных багажников эксплуатация автомобиля недопустима. И при обнаружении нарушения требований технического регламента инспектор помимо наложения штрафа вполне может и снять автомобиль с регистрации.