Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли тахограф на личный автобус?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цифровые тахографы — это бортовое электронное устройство. Он контролирует и фиксирует различные параметры автомобиля, также основная функция тахографа, контроль режима труда и отдыха экипажа транспортного средства.
Штрафы за отсутствие контрольных приборов
Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:
- Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
- Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
- Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.
Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):
- Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
- Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Категории транспортных средств, которые нужно оснащать тахографами
Требования, согласно которым нужно устанавливать тахографы на транспортные средства, касаются в первую очередь техники, которая задействуется в коммерческих перевозках. Именно для таких ТС вероятность аварии из-за переутомления водителя особенно высока.
Поэтому по закону устанавливать бортовые цифровые тахографы нужно на принадлежащие юридическим лицам и предпринимателям транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3. То есть переоснащению подлежат:
- Автобусы.
- Микроавтобусы, у которых 8 и более мест для перевозки пассажиров.
- Грузовики массой от 3500 кг и более.
Сроки оснащения различных транспортных средств тахографами с СКЗИ
- До 1.04.14 — ТС для перевозки опасных грузов
- До 1.06.14 — автобусы (исключение — автобусы на пригородных и городских маршрутах).
- До 1.07.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 15 000 кг, задействованные в междугородных перевозках
- До 1.09.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 12 000 кг.
- До 1.04.15 — грузовые автомобили, масса которых превышает 3500 кг.
- До 1.06.16 — технику, на которой ранее были установлены самописцы аналогового типа.
- До 1.01.18 — технику, на которой ранее были установлены самописцы цифрового типа без модуля СКЗИ.
- До 1.06.2018 — автобусы, которые выполняют рейсы на пригородных маршрутах.
- До 1.07.2021 — автобусы на городских маршрутах.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Обязательное оснащение автобусов тахографами: постановление №382
Уже несколько лет вопрос о том, нужен ли тахограф на автобус, перестал быть дискуссионным. Активное внедрение бортовых самописцев государством сделало очевидным тот факт, что рано или поздно все пассажирские ТС надо будет оснащать контрольными приборами для учета пробега, а главное — для борьбы с переработками водителей.
Основными документами, которые регламентировали этот вопрос, были:
- Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения».
- Приказы № 36 и № 273 Минтранса РФ.
- Приказа Минтранса Российской Федерации № 227 от 27 июля 2017 года.
Согласно последнему документу, к 1 июля 2018 года тахографы должны были стоять на всех автобусах, выполняющих пригородные рейсы. А ровно через год, к 1.07.19, и на городских ТС должны были быть установлены цифровые контрольные устройства.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
В 2019 году обрели законную силу поправки в действующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №196 статья 20.3 (предписывает частным лицам оснащать тахографами автобусы, соблюдать требования по использованию устройств, регулировать должным образом режим работы водителя);
- Постановление Правительства № 1276 о преобразовании порядка техосмотра ТС, содержит требования для водителей, руководства предприятий;
- статья 11.23 КоАП ужесточает меры ответственности за нарушения по оснащению автобусов тахографами.
С ноября 2019 года весь пассажирский транспорт при прохождении ТО проверяется на наличие тахографа, его рабочего состояния, наличия заводской пломбы и прочих технических параметров. Проверенная информация заносится в диагностическую карту.
По марке приборов установлены разграничения:
- СКЗИ для передвижения внутри страны;
- ЕСТР для международных перевозок.
Если ТС принадлежит физическому лицу, нужен тахограф?
Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования.
На транспортном средстве должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» 1 в перечне сведений о моделях тахографов.
Данный документ отменяет действовавший с 2012 года приказ Минтранс России №273 и вносит следующие изменения.
Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.
Обязателен ли тахограф в автобусе
Каждый владелец транспорта грузового или пассажирского типа должен учитывать, что на него необходимо устанавливать приборы учета, называемые тахографами.
При этом следует учитывать, как эксплуатируется данный транспорт и кому он принадлежит, иначе можно получить штраф за ненадлежащее техническое состояние автомобиля.
Кроме того, каждый человек, пользующийся тахографом, конечно должен знать, как он работает, чтобы иметь представление о необходимых процедурах в его отношении и мерах обслуживания.
И если возник вопрос, как ездить на автобусе не меняя тахограф на цифровой, можно сказать что никак, если у перевозчика нет международной лицензии.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3.
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен
в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость
Цена зависит от типа устройства и сложности его монтажа. Стоимость сертифицированного прибора колеблется от 25000 – 35000 рублей и выше. За установку, калибровку и активацию придется заплатить еще 20% — 30% от этой суммы.
Несколько примеров стоимости на момент публикации. Обратите внимание, что устройства указаны для наглядности, а не с целью каких-либо рекомендаций. И точно не указываем какой лучше поставить. Цены ориентировочные, и не являются предложениями приобрести прибор.
Название тахографа | Цена прибора, руб. | Сколько стоит с установкой, руб. |
---|---|---|
КАСБИ DT-20M | 30 000 | 40 000 |
Меркурий ТА-001 | 29 000 | 35 900 |
АТОЛ DRIVE 5 | 32 500 | 39 400 |
VDO DTCO 3283 | 37 900 | 44 400 |
EFAS V2 RUS | 33 400 | 39 900 |
Кроме этого, Приказ Минтранса устанавливает необходимость поверки прибора каждые два года. Эта процедура в среднем оценивается в 2 000 рублей.
Какие авто должны быть в обязательном порядке оснащены тахографами, а какие нет?
Приборы следует устанавливать:
- на автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, число которых превышает 8 человек;
- на грузовые транспортные средства, имеющие массу более 3,5 т.
Контрольное оборудование не обязательно монтировать:
- на троллейбусы;
- на автобусы, осуществляющие перевозки по городу и исполняющие пригородные рейсы;
- на транспортные средства, предназначенные для международных рейсов, – для них требуется монтаж устройств, соответствующих международным стандартам;
- на военизированные ТС;
- на машины, которые задействованы в оперативной, розыскной деятельности;
- на авто, которые эксплуатируются в Гостехнадзоре;
- на старые автомобили, не используемые в коммерческих целях, но имеющие эксплуатационный срок, превышающий 30 лет;
- на транспортные средства, оснащённые устройствами контроля устаревшего образца;
- на учебные авто, которые не используют в коммерческих целях;
- на ТС, участвующие в испытаниях.