Выездная налоговая проверка для микропредприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка для микропредприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Читайте также:  Индексация пенсий и социальных выплат в 2023 году

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Сам по себе факт наличия «маски-шоу» на выездной проверке введет в стрессовую ситуацию любого предпринимателя, причем статистика говорит о том, что проверки ФНС совместно с полицией позволяют пополнить бюджет на миллиарды рублей и результативность контрольных мероприятий кратно возрастает. Налоговики выходят на проверку вместе полицейскими, если предпроверочный анализ указал, на возможность наличия уголовных преступлений (ст. 198, 199 УК РФ).

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Следует понимать, что налоговая никогда не приходит на выездную с полицией внезапно, по опыту могу сказать прямо — если ваш бизнес вышел на достойные обороты не стоит экономить на профессиональных бухгалтерских услугах или часто менять специалистов финансовой службы. Иначе можно получить бардак в учете, который рискует и под «уголовку» попасть, а вы и не заметите. Например, ошибка бухгалтера стоимостью 5,5 млн. руб. привела к уголовной ответственности и «субсидиарке» (Определение Арбитражного суда Свердловской области № А60-59392/2016 от 20.05.2021 года).

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании

Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.

Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.

Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.

На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.

Читайте также:  Увеличение сроков службы дорог, или останется ли стратегия просто стратегией?

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

  • Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

  • Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

  • Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

  • Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

  • Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.

Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.

Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.

Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии — есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы:

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные;

  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС;

  • создают счета и договора;

  • заполняют декларации;

  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Проверки: виды, основания, сроки

Попытка единой классификации надзорных мероприятий была сделана авторами закона 294-ФЗ. Типам ревизий посвящена глава 2 федерального акта. Деление производится по следующим критериям:

  1. Периодичность. Посещать компанию или предпринимателя чиновники могут по заранее утвержденному графику или во внеочередном порядке.
  2. Тип. Контроль осуществляется в документарной (камеральной) или выездной форме.

В практике также классифицируют мероприятия по виду проверяющего субъекта, тематике, продолжительности, объему сведений (выборочная и сплошная).

По всей стране единый мониторинг и составление плана проверок осуществляет Генпрокуратура. Поэтому на сайте ведомства без труда можно посмотреть проверки ИП на 2021 год, план и график предстоящих проверок. Все надзорные органы передают централизованно туда сведения. Указав минимум сведений о себе (Ф.И.О., ИНН, ОГРНИП), предприниматель сможет узнать, кто приедет к нему с плановой проверкой, в каком месяце, какой будет вид проверки (с выездом или по документам), сколько времени она будет длиться.

До конца 2021 года представители малого и среднего бизнеса находятся на «проверочных каникулах» (ст. 26.2 закона 294-ФЗ). Исключения предусмотрены для следующих категорий:

  • субъекты, осуществляющие рисковые виды коммерческой и производственной деятельности (классы опасности);
  • представители особо важных социальных сфер (медицина, образование и т. д.);
  • нарушители административного законодательства, не подтвердившие исполнение выданных ранее предписаний;
  • обладатели лицензий.
Читайте также:  Срок возврата налогового вычета после подачи декларации 2023 году

Кроме того, каникулы не распространяются на надзор в сферах радиационной безопасности, государственной тайны, аудита, пробирной деятельности и использования энергии атома.

Внимание! Ранее допустившие у себя грубые нарушения предприниматели тоже находятся под особым наблюдением у органов.

Остальным предпринимателям пока можно не бояться плановых проверок, однако, внеплановые никто не отменял. Особенно, если на то имеются веские основания. Их перечень установлен частью 2 ст. 10 закона 294-ФЗ:

  1. Подошёл срок, к которому бизнесмен должен был исправить выявленные ранее нарушения.
  2. Предприниматель решил заниматься деятельностью, которая требует отдельной лицензии или разрешения.
  3. Если в надзорный орган поступили обращения граждан, бывших клиентов проверяемого, указывающие на нарушения прав потребителей, на угрозу их жизни и здоровью, на причинение вреда памятникам, историческим сооружениям, или провоцирующие чрезвычайную ситуацию.
  4. Проверка проводится на основе отдельного отдельного поручения, изданного в рамках Указа Президента РФ, Правительства или Прокуратуры.

Длительность каждого вида проверки определена ст. 13 этого же федерального акта:

Вид срок
Документарная 20 дней
Выездная 20 дней
Плановая выездная 50 часов для малого и 15 часов для микропредприятия

В редких случаях, когда к проверочным мероприятиям привлекают дополнительных специалистов, независимых экспертов, срок могут продлить вдвое.

Алгоритм проведения налоговой проверки

Выездная ревизия в большинстве случаев проводится в соответствии с планом выездных проверок. Как формируется такой план остается для всех секретом, поэтому знать преждевременно о том, будут проверки ИП в 2021 году или нет, трудно.

Плановые проверки ИП проводятся на основании решения о проведении такой ревизии. Оно обязательно должно быть предоставлено предпринимателю. Параллельно с таким документом бизнесмену выдается требование о необходимости подготовить перечень необходимых для ревизии документов.

По срокам: ревизия длится в течение 2-х месяцев. В соответствии с Налоговым Кодексом продолжительность изучения документов может быть продлена на 2-4 месяца, то есть составлять полгода.

Причины для продления сроков ревизии:

  • Масштабы предприятия требуют продления сроков;
  • В процессе проверки были обнаружены дополнительные факты нарушения, подтверждение которых требует дополнительного изучения документации;
  • Произошло чрезвычайное событие, которое повлекло за собой невозможность изучить документы в полном объеме;
  • Индивидуальный предприниматель всякими способами оттягивает сроки представления документов или не предоставляет их вообще.

При этом в сроки проверки ИП в не засчитываются дни или месяцы, в течение которых инспекторы не проводили ревизию за счет простоев.

Аудит выездного характера всегда проводится не одним инспектором, а группой лиц. В такой группе есть ответственное лицо – руководитель группы. В процессе контроля инспекторы могут изучать всю необходимую документацию, осуществлять инвентаризации запасов, основных и оборотных средств, изучать необходимые объекты, взаиморасчеты субъектов, партнеров.

Статистическая информация: в 97% из 100% выездная плановая проверка заканчивается доначислениями налогов и сборов, штрафов и пени.

Когда налоговая проверка подходит к завершению, ИП должен получить от инспектора справку об окончании. Если инспектор не предоставляет такой документ, его необходимо потребовать самостоятельно. С момента составления справки идет отсчет времени для составления другой необходимой документации.

Каждый ИП должен знать: как только справка об окончании проверки выдана, ни один инспектор из группы не может присутствовать на территории ИП.

После составления бумаги инспекторы на своем месте работы составляют другие документы. Один из них – акт выездной проверки. Он предоставляется подконтрольному объекту через 2 месяца после завершения аудита, то есть после составления справки.

Акт проверки составляется в двух экземплярах:

  1. Первый экземпляр необходим налоговым органам;
  2. Второй экземпляр выдается на руки налогоплательщику.

Вручается акт в течение 5 дней с того момента, как он будет подписан руководителем ФНС. Вручается акт руководителю предприятия или другому субъекту, который имеет на это полномочия.

Если по итогам ревизии нарушений не обнаружено, то группа сотрудников фискальной службы обязана разработать акт результатов, представить его налогоплательщику.

ИП имеет полное право подать возражение по акту. Уложиться на подачу возражений он должен в один месяц, в ином случает такое право теряется. Все возражения должны быть аргументированы нормами действующего законодательства, документацией и представлены только в письменном виде.

Проверка трудовой инспекции

Под регулярный надзор данного государственного органа попадают предприниматели, принимающие на работу иностранных лиц или несовершеннолетних граждан. При этом основанием для осуществления проверки ИП служит поступление жалобы от недовольного сотрудника (например, в результате получения низкой зарплаты или несоблюдения режима трудового дня).

Контролёры трудовой инспекции проверяют следующие документы:

  • графики отпусков;
  • трудовые книжки трудоустроенных граждан;
  • правильность оформления и факт наличия трудовых контрактов;
  • графики выдачи заработной платы;
  • штатное расписание персонала;
  • и т. д.

Чтобы избежать пристального внимания со стороны Роструда и трудовой инспекции, предпринимателю требуется тщательно изучить трудовое законодательство и не нарушать его положений.

Каждый предприниматель является налогоплательщиком, поэтому избежать проверки от ФНС невозможно. Согласно 87 статье НК РФ, выделяют две разновидности данной процедуры – камеральную и выездную.

Камеральная проверка является разновидностью документарной и осуществляется после получения отчёта от ИП. Как правило, процедура сверки данных в присланной отчётности проводится автоматически, а более детальное изучение документов и получение разъяснений от предпринимателя требуется в случае обнаружения в бланках некорректных сведений.

Если ИП выполняет требования ФНС, он освобождается от уплаты штрафных взысканий и пеней. Такая процедура может длиться вплоть до трёх месяцев. Решение по камеральной проверке предоставляется предпринимателю в течение трёх рабочих дней после отправления отчёта, а исправить обнаруженные недостатки ИП обязан в срок до пяти дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *