Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии малого и среднего бизнеса в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из ключевых изменений, которые ожидают малый и средний бизнес в ближайшие годы – это новые критерии, определяющие их статус и привилегии. В 2023 году стандарты для определения малого и среднего бизнеса будут пересмотрены и обновлены. Это может существенно повлиять на компании, которые попадут либо не попадут под новые требования.
Углубление цифровизации
Цифровизация – это технологический процесс, который связан с использованием цифровых технологий и инструментов, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы, улучшить взаимодействие с клиентами и улучшить качество продукции.
В 2023 году цифровизация будет одним из важнейших критериев для малого и среднего бизнеса. К работе в онлайн-формате будут готовы не только магазины и сервисы, но и те компании, которые до сих пор работают только офлайн.
Переход на электронную форму документооборота – один из важных шагов малого и среднего бизнеса в направлении углубления цифровизации. Система электронных документов поможет сократить время на обработку и хранение информации, снизить нагрузку на персонал и уменьшить количество бумаги.
- Цифровизация также предполагает использование онлайн-инструментов для привлечения клиентов, оформления и оплаты заказов.
- Технологии и программы для управления бизнесом – еще один важный аспект углубления цифровизации. Системы учета и отчетности, автоматизация бизнес-процессов – все это позволяет малому и среднему бизнесу эффективнее управлять своими ресурсами и получать больший доход.
- Важность цифровизации будет особенно актуальна для компаний, которые работают с иностранными партнерами и клиентами. В эпоху цифровой экономики все большее число бизнес-процессов происходит в онлайн-режиме, что требует от предпринимателей высокой готовности к участию в мировых цепочках поставок.
Изменения критериев МСП в 2023 году
В соответствии с изменениями в экономической и политической ситуации, правительство утвердило новые критерии для МСП в 2023 году. Одной из основных задач является улучшение условий для малого бизнеса, обеспечение его роста и развития.
Среди новых критериев, которые будут использоваться для оценки МСП, отмечается увеличение числа квалифицированных сотрудников, внедрение современных технологий и инновационных практик. Также будет учитываться устойчивость и конкурентоспособность бизнеса на рынке, наличие финансовых резервов и общественной ответственности.
- Квалифицированные сотрудники – ключевой критерий в условиях быстро меняющегося рынка, который требует постоянной адаптации и роста квалификации;
- Внедрение современных технологий и инноваций позволит МСП оставаться конкурентоспособным и привлекать новых клиентов;
- Устойчивость бизнеса на рынке обеспечивает его долгосрочное развитие и финансовую стабильность;
- Наличие финансовых резервов позволяет МСП выйти на новые рынки и принимать стратегические решения в условиях неопределенности;
- Общественная ответственность – гарантия лояльности клиентов, уважение со стороны партнеров и наличие положительной репутации в обществе.
Изменение критериев для МСП направлено на формирование эффективной и ответственной экономики, которая будет способствовать развитию страны и повышению благосостояния населения в целом.
Один из ключевых критериев для получения статуса малого предприятия в 2023 году оставался улучшение социальных условий труда. Он направлен на создание благоприятных условий труда для сотрудников и повышение их качества жизни.
Для достижения данного критерия, компании должны предоставлять достойную заработную плату, медицинскую страховку, социальные льготы и другие блага, улучшающие качество жизни. Также необходимо создание безопасных условий труда, которые гарантируют здоровье и безопасность сотрудников.
Компании также могут улучшать социальную сферу, создавая условия для развития сотрудников. Обучение новым навыкам, проведение семинаров, улучшение карьерных возможностей, возможность получения образования — все это является важным элементом улучшения социальных условий труда.
- Предоставление достойной заработной платы
- Улучшение медицинской страховки и социальных льгот
- Создание безопасных условий труда
- Развитие сотрудников и карьерные возможности
Приближение к достижению критерия №3 важен не только для получения статуса малого предприятия, но и отражает социальную ответственность компании. Улучшение социальных условий труда — это инвестиции в людей, которые приводят к улучшению производительности и увеличению результата работы компании.
С какого момента организация может применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для малых и средних предприятий
Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, применяются пониженные тарифы страховых взносов Совокупный тариф составляет 15% (вместо 30%) для выплат в пользу физических лиц, превышающих МРОТ на начало расчетного периода. Величина МРОТ в 2023 г. равна 16 242 руб. (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 19.12.2022 N 522-ФЗ).
Плательщики страховых взносов начинают применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП; а заканчивают — с 1-го числа месяца, в котором сведения о них были исключены из реестра МСП (Письма Минфина России от 29.05.2023 N 03-15-06/48898, от 08.12.2022 N 03-15-05/120508, от 20.01.2022 N 03-15-05/2932, от 03.06.2021 N 03-15-06/43307, от 07.04.2021 N 03-15-06/25772).
Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Если АО отвечает условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, информация о нем может быть внесена в Единый реестр субъектов МСП. Но только в случае, если в составе сведений об АО в ЕГРЮЛ имеются данные о держателе реестра акционеров.
Российский единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса (ЕРСМСП) — это открытая база данных, с помощью которой можно выяснить, относится ли предприятие или ИП к малому предпринимательству, или нет. Согласно Федеральному закону от 25.12.2015 № 408-ФЗ, реестр существует с 01.08.2016. Ведет реестр ФНС РФ. Вопрос включения в ЕРСМСП для многих является важным. Действующее законодательство предусматривает ряд льгот для предприятий, включенных в ЕРСМСП. Кроме возможности применения специальных налоговых режимов и сдачи отчетности в упрощенном виде существуют также:
- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
- возможность участия в госзакупках;
- «проверочные» каникулы;
- финансовая поддержка со стороны государства и др.
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
О мерах по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием
30 мая 2017 06:45
Постановление от 20 мая 2017 года №608. В соответствии с приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Направлено на расширение перечня крупнейших заказчиков в целях увеличения объёма закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В частности, изменены критерии отнесения организаций к конкретным заказчикам регионального уровня – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 2 млрд рублей до 500 млн рублей.
Также изменены критерии отнесения организаций к отдельным заказчикам, в отношении которых АО «Корпорация “МСП”» и органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мониторинг соответствия, – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 50 млрд рублей до 40 млрд рублей (для заказчиков федерального уровня) и до 10 млрд рублей (для заказчиков регионального уровня).
- Справка
- Внесено
Минэкономразвития России в целях реализации приоритетного
проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
(паспорт проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте
России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016
года). - В
соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Правительством России были установлены особенности закупок отдельных заказчиков
у субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены постановлением Правительства от 11 декабря 2014 года №1352),
а также порядок проведения оценки и мониторинга планов, проектов планов и
вносимых в такие планы изменений конкретных заказчиков федерального и
регионального уровней, проводимых акционерным обществом «Федеральная корпорация
по развитию малого и
среднего предпринимательства» (далее – АО «Корпорация “МСП”») или органами исполнительной власти
субъектов Федерации (утверждён постановлением Правительства от 29 октября
2015 года №1169). - В целях
увеличения доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего
предпринимательства подписанным постановлением в эти нормативные правовые акты
внесены изменения.
Какие выгоды дает статус малого предприятия
Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.
Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.
Что относится к среднему бизнесу (основные критерии)
Как правило, средний бизнес не появляется с нуля. Обычно со временем субъект малого предпринимательства может масштабировать. Это следующий этап развития компании. Разница заключается в размерах.
Критериями среднего бизнеса являются:
-
Доход за предыдущий год — от 801 млн до 2 млрд рублей.
-
Среднесписочная численность персонала — 101–250 человек.
Кто может стать субъектом малого предпринимательства
Стать субъектами малого предпринимательства могут:
- ИП;
- КФХ;
- хозяйственные общества и партнерства;
- потребительские и производственные кооперативы.
Как определить среднее предприятие
Субъекты среднего предпринимательства обладают меньшим объемом преференций, чем малые предприятия России, но и этот статус приносит определенные выгоды.
К ним относятся компании и ИП, у которых:
- среднесписочная численность штата — 101–250 человек. Эта характеристика малого предприятия имеет только одно значения, но для средних организаций здесь есть несколько исключений: если организация входит в утвержденный Минпромторгом перечень компаний легкой промышленности, то для нее норматив по штату составляет от 251 до 1000 человек, а у организаций общественного питания этот показатель достигает 1500 человек;
- годовой доход не превышает 2 млрд рублей.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).
Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Статистическая отчетность
Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.
В 2021 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.
Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях
Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.
Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.
Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.
Итак, на основе вышесказанного составим список тех, кто находится в зоне риска в сложившейся ситуации:
- химическое производство;
- разработка и производство технологий;
- автомобилестроение;
- туристические компании.
Помимо введения персональных адресных санкций Западные правопорядки ограничили или полностью запретили поставку большинства товаров, технологий, а также программ. Это значит, что Российской Федерации придется переориентировать свою деятельность на иные рынки, вероятнее всего на Китай.
Мораторий на проверки бизнеса продлили на весь 2023 год
Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росстандарт, МЧС — наверняка многим предпринимателям знаком список надзорных органов, которые периодически приходят с проверками. Это отнимает достаточно много времени и сил, и такая мера поддержки для бизнеса в 2023 году позволит направлять усилия на поддержание бизнеса на плаву. Поэтому было решено освободить бизнес от части проверок.
На 2023 год отменены все плановые проверки (а для IT-компаний — еще и на весь 2024), за исключением налоговых — они будут проводиться по-прежнему. Отменили ряд контрольных мероприятий, например, контрольные закупки. Внеплановые проверки существенно ограничены — в 2023 году их можно проводить только по серьезным основаниям, например, жалобы или угроза чрезвычайных ситуаций.
Важное исключение — по-прежнему будут проверять бизнес, который работает с опасными производственными объектами и сооружениями высокого и чрезвычайно высокого риска.
Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Основные минусы малого бизнеса:
- большой уровень экономического риска;
- зависимость от более крупных игроков на рынке;
- высокое влияние персонала на конечный результат;
- невысокий профессионализм управленцев;
- сложности при получении кредитов и субсидий.
Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше этот показатель, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.
Недостатки среднего бизнеса:
- жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
- трудности при получении лицензий и патентов;
- периодическая нехватка денежных средств в обороте.
Риски владения крупной компанией:
- избыточная экономическая концентрация;
- локализация хозяйственных отношений;
- блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.