Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет ос по новому стандарту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.
Ликвидационная стоимость ОС
Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.
Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.
П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:
1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.
В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.
Что такое основные средства?
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Применять его должны как о коммерческие, так и некоммерческие предприятиях. При этом размер юрлица значения не имеет. Представители малого бизнеса вправе не следовать лишь отдельным положениям документа, но в целом должны вести учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6\2020. Сравнение стандарта с действующим ранее ПБУ 6\01 показывает, что новый акт в большей степени соответствует МСФО (IAS) 16, чем предшественник. В него было внесено множество корректировок, призванных приблизить учет основных средств в РФ к международным шаблонам.
ФСБУ 6/2020 несколько видоизменяет само понятие «Основное средство». Теперь к этому имуществу относятся активы, которые удовлетворяют следующим условиям:
- Наличие материально-вещественной формы. Ранее этот критерий не был прописан в стандарте, хотя и подразумевался на практике.
- Предназначенность для использования в обычной деятельности компании: производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, реализации товаров, сдачи каких-либо объектов во временное пользование за плату, осуществление управленческих функций. В новом стандарте к этому перечню добавлены природоохранные мероприятия.
- Продолжительный предполагаемый срок эксплуатации. Речь идет минимум о 12 месяцах. Если операционный цикл юрлица превышает год, то за лимит принимается длительность этого оборота.
- Определённые цели использования актива:
- для коммерческих юрлиц – получение экономических выгод;
- для некоммерческих объединений – выполнение задач, ради которых и создавалось общество (обычно они закреплены в уставе таких организаций).
В соответствии с п. 5 ФСБУ 6\2020 хозяйствующий субъект вправе установить стоимостной лимит в качестве критерия для отнесения того или иного имущества к категории «Основные средства». Все, что стоит меньше этой величины, будет считаться «малоценкой». А на такие активы действие нового стандарта уже не распространяется.
Стоимостной лимит допустимо устанавливать не только в фиксированной сумме, но и в процентах от общей стоимости основных средств компании. Например, юрлицо может закрепить в учетной политике подобное положение: группы активов считаются несущественными до тех пор, пока их стоимость не достигнет 4 % от общей величины стоимости основных фондов.
Траты на малоценное имущество списываются на расходы периода. Тем не менее каждая компания обязана должным образом организовать учет таких активов. Самые популярные варианты – использование забалансовых счетов или специальных ведомостей.
Величину стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам и особенности учета «малоценки» необходимо отразить в учетной политике.
Итак, учет основных средств теперь регламентирован ФСБУ 6\2020. П. 6 документа уточняет, что действие акта не распространяется на следующие виды активов:
- капитальные вложения;
- долгосрочные активы, предназначенные для реализации.
Как начать применять ФСБУ 6\2020?
Новый стандарт вносит множество изменений в учет основных средств. Возникает закономерный вопрос – как перейти на ФСБУ 6\2020? Здесь возможны два варианта.
- Ретроспективный. Это достаточно сложный путь, предполагающий корректировку всех имеющихся сведений об основных средствах за прошедшие годы.
- Упрощенный. При выборе этого варианта на конец года, предшествующего году начала применения нового стандарта, производится корректировка балансовой стоимости основных средств в соответствии с правилами ФСБУ 6\2020. Получившуюся разницу относят на статью «Нераспределённая прибыль (убыток)».
Балансовая стоимость активов, которые по старым правилам относились к категории «Основные средства», а по новым таковыми не являются, списывается общей суммой на нераспределённую прибыль.
Для малых предприятий, практикующих упрощенный учет, действует свой порядок перехода – так называемый перспективный вариант. «Упрощенцы» начинают применять новый стандарт:
- только касательно фактов хозяйственной жизни, свершившихся уже после даты начала применения ФСБУ 6\2020;
- не корректируя ранее сформированные бухгалтерские сведения;
- не пересчитывая сравнительные параметры отчетности прошедших лет.
Перерасчет амортизации по разным стоимостным категориям ОС
Федеральным стандартом № 257 изменены стоимостные показатели по нормам амортизации:
- До 10 000 руб. (включительно), кроме библиотечного фонда – амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию ОС списывается с балансового учета и одновременно отражается на забалансовом счете 21.00.
- От 10 000 до 100 000 руб. (включительно) – амортизация начисляется в размере 100 % от первоначальной стоимости при вводе объекта в эксплуатацию.
- Свыше 100 000 руб. – амортизация начисляется ежемесячно по нормам, следует определить метод начисления амортизации.
- До 100 000 руб. (включительно) по объектам библиотечного фонда – амортизация начисляется в размере 100 % от первоначальной стоимости в момент включения имущества в библиотечный фонд.
В соответствие с изменением стоимости ОС по малоценному имуществу, стоимость которого до 10 000 руб. (включительно), амортизация с нового года не начисляется. Такое имущество учреждение вправе сразу списывать с баланса на забаланс. Ранее предел был 3000 руб.
Послабления для малых предприятий
Организации, которые применяют упрощённый учёт, имеют право на ряд послаблений и упрощений (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Вот основные из них:
- можно определять величину капвложений (т.е. по сути стоимость основных средств) только в суммах, подлежащих уплате поставщику (подрядчику). В этом случае иные расходы, связанные с осуществлением капвложений, относятся на финансовый результат текущего периода;
- не учитывать скидки, премии и т.п., то есть отражать в составе капвложений суммы, предусмотренные соответствующими договорами;
- не дисконтировать затраты, осуществлённые с продолжительной отсрочкой (рассрочкой);
- при оплате капвложений неденежными средствами оценивать их по балансовой стоимости переданных имущества, работ, услуг, без определения справедливой стоимости (однако в случае безвозмездного получения активов определять их справедливую стоимость все равно обязательно);
- не отражать изменение оценочного обязательства, включённого в стоимость ОС, как изменение первоначальной стоимости ОС. Отметим, что организации, применяющие упрощённый учёт, чаще всего в принципе не признают оценочные обязательства в силу п. 3 ПБУ 8/2010, и это снимает вопрос об их изменении;
- не проверять основные средства и капвложения на обесценение;
- не раскрывать значительную часть информации в бухотчётности.
В отношении каждого из послаблений организация может принять самостоятельное решение. Например, можно отказаться от проверки ОС и капвложений на обесценение и от формирования оценочных обязательств, но при этом формировать «полноценную» первоначальную стоимость основных средств, чтобы она соответствовала первоначальной стоимости ОС в налоговом учете.
Основные средства: понятие и критерии принятия к учету
Основные средства (ОС) – это имущество компании, которое используется в производстве и хозяйственной деятельности компании в течение долгого временного периода (больше 1 года). Причем, оно должно использоваться исключительно для нужд компании (то есть приобретаться не для перепродажи), приносить прибыль и не перерабатываться как сырье или материалы (ОС должны сохранять свою натуральную форму). Иными словами, основные средства – это вся недвижимость, транспорт, оборудование, офисная техника. Также к основным средствам относят дороги, электросети, иные коммуникационные объекты, животных, многолетние растения и многое другое.
ОС можно использовать в производстве, сдавать в аренду, однако право собственности на них не должно передаваться. Объекты ОС подлежат износу в процессе использования, при этом величина износа (сумма амортизации) ежемесячно относится на расходы компании и включается в себестоимость произведенных работ/услуг.
Ответы на вопросы слушателей семинара
Как показывает практика, у бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений много вопросов, которые возникают в их повседневной работе. На все эти вопросы можно получить ответы на семинаре «Учет основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения». Подготовка к переходу с 1 января 2018 года на бухгалтерский учет по новым федеральным стандартам для организаций государственного сектора»
1. Какие учреждения подпадают под определение организации госсектора?
Определение «организации госсектора» не содержится ни в ГК РФ, ни в БК РФ.
В целях бухгалтерского учета (п. 9 ст. 3 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») «организации государственного сектора – государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов» .
В целях бюджетного учета приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета …» распространяется на:
а) Госкорпорацию по атомной энергии «Росатом», Госкорпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени РФ госконтрактов, в том числе в рамках гособоронзаказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства государственной собственности РФ (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности РФ) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени РФ полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;
б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 3.1 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н) ввел понятие «Субъект бухгалтерского учета»:
«3. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерского учета (далее — субъекты учета) понимаются:
— государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации государственного сектора, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (далее — учреждения);
— органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — финансовые органы);
— органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание). »
2. В ФСБУ не предусмотрено включать дополнительные реквизиты в формы первичных документов. Как быть с формой, например 0504210? «Проверяющие» уже в 2017 г. писали в актах, что форма из редакции 1 БГУ не соответствует утвержденной форме по ОКУД. Будет ли эта форма в 1С в 2018 г. соответствовать ОКУД? Или можно как-то по другому «выкрутиться» при списании, например, материалов?
Формы первичных документов и регистров учета, применяемые государственными учреждениями, утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н.
Форма 0504210 “Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения” применяется для традиционного складского бумажного учета. Она полностью ориентирована на ручной учет – подписи лиц, получивших МЦ, указываются в таблице формы 0504210.
Программа “1С:Бухгалтерия государ��твенного учреждения 8” предназначена для автоматизации бухгалтерского учета. Вместе с тем ее можно использовать и для ведения оперативного складского учета. Выбытие материальных запасов и основных средств стоимостью до 3000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса учреждения при выдаче в эксплуатацию оформляется в программе документами “Списание материалов” (операция “Списание на собственные нужды (401.20.272 — 105.00)”), “Внутреннее перемещение ОС и НМА” (операция “Ввод в эксплуатацию”), которые могут оформляться как в бухгалтерии, так и на складе учреждения.
По многочисленным просьбам пользователей программы в указанных документах предусмотрено формирование Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, адаптированной для ведения учета на компьютере.
Согласно части 1 Приложения 5 к Приказу № 52н в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные). Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных настоящим приказом, не допускается. Форматы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета является допустимым изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значности показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации .
Следует отметить, что адаптированная 1С форма Ведомости содержит все реквизиты, которые предусмотрены типовой формой.
На ИТС-бюджет уже много лет размещена статья «Почему печатная форма Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения не соответствует типовой форме 0504210» для редакции 1 БГУ. В статье ссылки на приказ № 173н. Приказом № 52н форма переутверждена, поэтому текст статьи актуален. В редакции 2 БГУ форма 0504210 формируется согласно Приказу № 52н. Рекомендуем переходить на редакцию 2 БГУ.
Последующая оценка объектов основных средств
После признания объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости.
Суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете обособленно.
К сведению: балансовая стоимость – первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений.
Остаточная стоимость – стоимость, по которой актив отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения актива.
Накопленная амортизация – сумма амортизации, исчисленная за период использования актива (на дату проведения операции с активом и (или) на отчетную дату).
Накопленный убыток от обесценения актива – сумма убытка от обесценения актива, исчисленная за период использования актива (на дату проведения операции с активом и (или) на отчетную дату).
Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета (проект приказа Минфина РФ об утверждении федерального стандарта «Обесценение активов»).
Подробно обесценение объекта основных средств рассмотрено в разд. VII Стандарта № 257н.
Необходимо также отметить отдельные положения стандарта, применение которых в бухгалтерском учете должно быть закреплено учетной политикой учреждения (п. 28 Стандарта № 257н):
1. Если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Стандарта № 257н. При этом стоимость объекта ОС уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями к данному стандарту о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств.
2. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Стандарта № 257н. В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение результата).
Амортизация объекта основных средств
Стоимость объекта основных средств переносится на расходы (на уменьшение финансового результата) посредством равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования.
К сведению: амортизация – величина стоимости актива, постепенно относимая в течение срока его полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата).
Срок полезного использования – период, в течение которого предусматривается использование субъектом учета в его деятельности актива в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (использование в запланированных целях).
Методы начисления амортизации. В силу п. 36 Стандарта № 257н для начисления амортизации на объект основных средств предусмотрено три метода:
1. Линейный метод. Предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива.
2. Метод уменьшаемого остатка. При его использовании годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной согласно сроку полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой.
3. Пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением надлежащего объекта основных средств.
В целях формирования учетной политики учреждение выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.
Отметим, что в Инструкции № 157н предусмотрен только линейный способ.
Порядок начисления амортизации , предусмотренный в Стандарте № 257н, приведем в сравнении с Инструкцией № 157н:
на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации (в настоящее время данный порог составляет 40 000 руб.);
на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете (в настоящее время данный порог составляет 3 000 руб.);
на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (в настоящее время данный порог составляет 40 000 руб.);
на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (в настоящее время данный диапазон составляет от 3 000 до 40 000 руб.).
Рассмотреть весь Стандарт № 257н в рамках одной консультации не представляется возможным. Мы ознакомились с некоторыми положениями стандарта, согласно которым в учете основных средств с 2018 года произойдут изменения. Необходимо также отметить, что в Стандарте № 257н предусмотрены разделы:
об учете основных средств, предназначенных для отчуждения;
о реклассификации основных средств, включаемых в группу «Инвестиционная недвижимость»;
о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объекта основных средств;
о раскрытии информации об основных средствах (результатах операций с ними) в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Также определены переходные положения при первом применении Стандарта № 257н.
Лимит стоимости основных средств в 2021 году: бухгалтерский учет
Все критерии соответствия внеоборотного актива нормам, определенным ПБУ, должны быть достигнуты в бухгалтерском учете организации. Так, к объектам основных фондов должны быть отнесены активы со сроком использования, превышающим один год, приобретенные не для перепродажи. Один из важных показателей, позволяющих не столько включить имущество в состав ОС, сколько обеспечить планомерное списание его стоимости методом начисления амортизации, представляет собой лимит стоимости основных средств (в 2021 году без изменений).
На основании ПБУ 6/01, к числу основных средств относят внеоборотные активы со стоимостью, превышающей 40 тыс. руб. Вследствие этого, все объекты, затраты на приобретение которых не превышают указанной величины, входят в состав МПЗ и подлежат отнесению к затратам единовременно.
Мыши — что это, материал или ОС
В налоговом учете под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией (ст.257 НК РФ). При этом основные средства, относимые к амортизируемому имуществу, должны удовлетворять условиям ст.256 Налогового кодекса, которые аналогичны требованиям п.п.4 и 18 ПБУ 6/01. Заметим, что и в классификаторе основных фондов (ОКОФ), который является основой для классификации ОС в налоговом учете, отдельно выделены устройства для обработки информации (процессоры, устройства операционные — коды 1420263), устройства отображения информации (код 14 3020350) и ввода-вывода информации (код 14 3020360). Таким образом, в соответствии с ОКОФ подобные устройства могут учитываться по отдельности. Следовательно, и в налоговом учете устройства (клавиатуру, системный блок, монитор) необходимо учитывать как отдельные объекты с учетом стоимостного ограничения (п.1 ст.256 НК РФ). Если стоимость приобретенного предмета менее 10 тыс. руб., то расходы на его приобретение в налоговом учете списываются в полной сумме в составе материальных расходов (п.1.3 ст.254 НК РФ).
Интересно почитать: Снятие с налогового учета автомобиля при продаже
Фирма может приобрести комплектующие для системного блока, а потом собрать его (третий вариант). В этом случае ее ждут сюрпризы. На практике налоговики утверждают, что сборка компьютера приравнивается к монтажным работам, выполняемым собственными силами. Соответственно по этим работам необходимо будет начислить и уплатить НДС (пп.3 п.1 ст.146 НК РФ). Для этого фирме нужно будет сформировать затраты и подтвердить их документально (табель, ведомость выработки, акты на списание материалов и т.п.). Григорий К., главный бухгалтер: «Я слышал о том, что налоговики относят сборку компьютеров к монтажным работам. Мы покупаем комплектующие и затем сами их собираем хозяйственным способом. Затраты отражаем на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», затем вводим в эксплуатацию как основное средство и списываем на счет 01 «Основные средства». Через месяц начисляем амортизацию. Проблем не возникает, если по документам покупаешь целиком (со сборкой). Но поскольку нам запчасти покупать выгоднее (из соображений цены), приходится проводить именно таким способом».
Как сформировать ведомость амортизации основного средства?
Для анализа первоначальной и остаточной стоимости и накопленной амортизации по объектам основных средств в бухгалтерском и налоговом учетах предназначен отчет «Ведомость амортизации основного средства».
- Переходим в раздел «ОС и НМА», затем «Ведомость амортизации ОС, где указываем период формирования отчета».
- По кнопке Показать настройки: на закладке Показатели флажками отмечаются виды учетных данных для вывода информации в отчет — БУ и НУ;
- Переходим на закладку «Отбор».
- Устанавливаем отборы для вывода информации в отчет:
- по конкретным основным средствам,
- по способу начисления амортизации,
- по месту нахождения основного средства.
- Переходим на вкладку «Дополнительные поля».
- Выбираем дополнительные данные, которые должны быть введены в дополнительный отчет:
- дата принятия к учету,
- первоначальная стоимость,
- инвентарный номер и другие.
- Указываем способ представления данных.
- Нажимаем на кнопку «Сформировать».
Шаг 10. Внести переходные корректировки
При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.
Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.
Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:
1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020
2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.
3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:
ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)
При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:
- отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
- пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).
Срок полезного использования
Второй элемент, который разберем, это СПИ. ФСБУ 6/2020 предлагает 2 метода его определения.
Первый привычен — срок, в течение которого объект ОС (далее будем говорить просто «объект») будет приносить экономические выгоды.
Но ФСБУ 6/2020, как и МСФО, требует, чтобы и этот показатель давал как можно больше информации пользователю.
Так, если имеют место:
- особые условия эксплуатации (агрессивная среда, отличный от среднестатистического режим работы);
- сезонность использования;
- плановые простои по каким-либо причинам;
- иные подобные факторы,
то они должны быть учтены при определении срока СПИ. Вплоть до того, чтобы вообще отказаться от определения СПИ по времени и применить второй метод — по выгодам, которые может принести объект. Например, общее количество продукции, которое на нем можно выпустить.
Отметим, что подобный подход — не нововведение. Определение СПИ как объема продукции (работ), которые могут быть получены с помощью объекта, для «отдельных групп ОС» прописано еще в ПБУ 6/01. Однако без расшифровки и указания на обязательность такого выбора.
А вот ФСБУ 6/2020 требует при определении СПИ проводить ряд оценок (п. 9).
- Ожидаемый период фактической эксплуатации нужно оценивать с учетом влияния особых факторов, прогнозируемых на период эксплуатации. А также с учетом нормативных ограничений, договорных ограничений по использованию, планов руководства на будущее;
- Ожидаемый физический износ тоже нужно оценивать с учетом подобных факторов. Помимо агрессивной внешней среды, следует обращать внимание и на планы и тех. требования по ремонтам, обязательным осмотрам, обслуживанию с остановкой и т. п.;
- В СПИ следует учитывать возможность морального устаревания актива. Например, может устареть продукция, которую выпускают с помощью объекта или измениться технология выпуска на более эффективную и дешевую;
- Из предыдущего пункта вытекает еще одно обстоятельство, которое надо учесть — это планы по техническому перевооружению, в результате которых конкретный объект должен быть модернизирован или заменен в определенный срок.