Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Из каких актов состоит законодательство РФ о коммерческой тайне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Недостаточно собрать работников и сказать им: только никому не рассказывайте. Точнее, сделать так можно, только никаких ограничений по закону это на них не накладывает. Если хотите всё сделать правильно, алгоритм следующий.
Какие сведения составляют коммерческую тайну
Какие сведения могут составлять коммерческую тайну:
- производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,
- сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п.2 ст.3 98-ФЗ).
Перечень информации не подлежащей разглашению, каждая организация вправе установить самостоятельно, при этом необходимо учитывать перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст.5 98-ФЗ):
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.
Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну
1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Статья 11. Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений
1. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
3. В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:
1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
3) — 4) утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ;
5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
4 — 5. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.
7. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ) - информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ) - утратил силу с 1 января 2008 года;
Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ - обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;
- доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;
- передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;
- контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;
- предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;
- разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну
- Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
- В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
- Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ) - На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Для чего фирме положение о коммерческой тайне
Такое положение интересно большинству современных фирм, ведь одним из важнейших конкурентных преимуществ в бизнесе является обладание компанией различными типами конфиденциальных данных самого широкого спектра.
Конфиденциальными будут прежде всего данные о собственных разработках фирмы, обуславливающие конкурентоспособность выпускаемой продукции или оказываемых услуг. В распоряжении компании может быть ценная информация о конкурентах, инсайдерские данные. Их также логично отнести к коммерческой тайне.
Следует отметить, что в п. 5 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ указан перечень сведений, которые не должны составлять тайну.
К таковым относятся сведения:
- о фирме, зафиксированные в ее учредительных документах;
- документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- имуществе организации, если она является унитарным предприятием или госучреждением;
- воздействии производственной деятельности фирмы на экологию, безопасность граждан;
- численности персонала, специфике оплаты труда в организации, охране труда, вакансиях;
- долгах работодателя перед работниками;
- нарушениях фирмой и ее сотрудниками законодательства РФ и привлечении к ответственности за них;
- участии фирмы в приватизации на конкурсной либо аукционной основе;
- величине и структуре доходов и расходов, имуществе, использовании волонтерского труда, если фирма является НКО;
- лицах, которые вправе работать от имени фирмы без доверенности;
- иные сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне в силу закона.
Положение о коммерческой тайне — нормативный акт, устанавливающий состав обязанностей сотрудников по ее неразглашению, а также определяющий механизмы ответственности работников за невыполнение этих обязанностей.
Если компания-работодатель понесет убытки, связанные с невыполнением теми или иными работниками обязанностей по сохранению коммерческой тайны, она получит право взыскать их с нарушителей, но только при условии, что те подписали соответствующее положение.
Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну
В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.
На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.
В этом приказе следует указать следующую информацию:
-
состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;
-
категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);
-
порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;
-
сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.
Сведения, которые не могут быть коммерческой тайной
За исключением п. 6 ст. 5 закона о коммерческой тайне относительно корректировки формулировки, изначальное прочтение которой означало, что зарплата является социальной выплатой, статья 5 ФЗ о коммерческой тайне не претерпела каких-либо изменений по сравнению со своей изначальной редакцией.
Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне содержит следующий перечень информации, которая не может считаться КТ:
- данные учредительных документов и документов о внесении записей в госреестры;
- данные документов, подтверждающих право на занятие предпринимательством;
- данные об имуществе унитарных предприятий и госучреждений;
- данные о факторах негативного воздействия на человека, население в целом, безопасность объектов;
- ряд данных о трудовых отношениях (количестве работников, условиях труда и пр.);
- данные о задолженности компании по выплатам физлицам;
- сведения о нарушениях правового регулирования и привлечении к ответственности;
- данные об условиях приватизационных конкурсов и аукционов;
- данные об НКО (в частности, структуре их доходов);
- информация о лицах, действующих от имени компании без доверенности;
- информация, подлежащая раскрытию по законодательству.
Отдельные нюансы режима коммерческой тайны
Среди нюансов режима КТ в связи с внесенными изменениями отмечаются следующие:
- ключевым моментом для возникновения прав обладателей является момент установления режима КТ (ч. 1 ст. 6.1 закона № 98-ФЗ); недоказанность установления режима влечет отказ в защите (постановление СИП от 16.11.2017 № С01-922/2017 по делу № А33-28905/2016);
- установление, изменение или отмена режима КТ производятся письменно (п. 1 ч. 2 ст. 6.1 закона № 98-ФЗ);
- право обладателя на определение порядка и условий доступа к информации, установленное п. 3 ч. 2 ст. 6.1 закона № 98-ФЗ, не является основанием для непредставления акционеру информации, представляемой по закону (постановление 9-го ААС от 28.04.2016 № 09АП-11173/2016 по делу № А40-178600/15).
Как отменить секретность
Режим коммерческой тайны считается установленным после издания соответствующего приказа о его введении. Но часто через определенный период времени информация устаревает и ее засекречивание теряет смысл. Поэтому чтобы не заставлять сотрудников хранить в сейфах груду уже никому не нужных бумаг, в локальных нормативных актах о конфиденциальности стоит заранее прописать, как вывести информацию из режима коммерческой тайны, что и в каком порядке нужно для этого предпринять. Инициатором в этом случае обычно выступает подразделение, непосредственно работающее с документацией, а решение об отмене секретности оформляется приказом руководителя. Например, если утратила актуальность конкретная технология, то главный технолог направляет мотивированную служебную записку с просьбой вывести информацию по ней из режима секретности директору организацию, который, после согласования вопроса со специалистом, отвечающим за безопасность, издает соответствующий приказ.
Обмен между работниками секретными файлами по мессенджеру нарушает режим коммерческой тайны
Сотрудник отдела безопасности банка сфотографировал на свой телефон два рабочих файла, информация в которых имела статус конфиденциальной, и отправил их через вайбер вышестоящим начальникам. При этом и в трудовом договоре с работником, и в локальных нормативных актах банка был прописан режим коммерческой тайны.
По факту передачи информации посредством мессенджера работодатель провел служебное расследование и уволил мужчину по пп. «в» п. 6 ч.1 ст. 81 ТК РФ за разглашение коммерческой тайны.
Мужчина обратился в суд с иском к банку с требованием восстановить его на работе и взыскать средний заработок за время вынужденного прогула. По его мнению, неправомерные действия спровоцировали сотрудники, которым он отправил файлы. Более того, в данном случае вообще отсутствует разглашение сторонним лицам секретной информации, поскольку получатели документов — работники банка.
Суды двух инстанций не нашли оснований для удовлетворения требований истца. В основу своей позиции представители правосудия положили тот факт, что конфиденциальная информация была передана в распоряжение международной компании Viber Media, разместившей данные банка на своих серверах.
(Апелляционное Определение Верховного суда Республики Марий Эл от 23.05.2019 № 33-889/2019).
Какие разделы включить в Положение о коммерческой тайне
Как и любой локальный акт, Положение о коммерческой тайне можно структурировать по разделам. Алгоритм разработки своего «уникального» положения свой и зависит от специфики организации. В целом, документ содержит следующие разделы и сведения:
- Гриф утверждено, ссылка на приказ, его номер и дата, наименование, город и год утверждения.
- Общие положения: нормативно-правовое обоснование (Гражданский кодекс РФ, закон о коммерческой тайне, Указ Президента от 06.03.1997 г. № 188); регулируемый круг отношений (порядок обращения с конфиденциальной информацией, которая является собственностью организации, его контрагентов), цель (установить порядок обращения со сведениями, определить основные меры защиты и т.д.), на кого распространяется Положение.
- Термины и определения — раздел включает по желанию. И заполняем на основании действующих норм — что такое коммерческая тайна, какая информация составляет коммерческую тайну, ноу-хау, носите информации и т.п.
- Режим коммерческой тайны. Здесь работодатель расписывает, что составляет коммерческая тайна (ст. 4 закона предоставляет право отнести к ней любую информацию), какие меры защиты принимает общество. К примеру: