Отличие повышения квалификации от профессиональной переподготовки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие повышения квалификации от профессиональной переподготовки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рассмотрев общие черты, можно переходить к различиям. А они – в самой сути. Так, профессиональная переподготовка, согласно определению в законе (273-ФЗ, ст. 73, п. 2) – это процесс получения новой профессии лицом, уже имеющим специальность и занимающим должность в соответствии с ней.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

Что такое повышение квалификации?

Повышение квалификации относится к одному из видов профессионального образования. Образовательные программы разрабатываются для актуализации профессиональных специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями к уровню квалификации. Список профессий и должностей, по которым производится профессиональное обучение формирует и утверждает Минобрнауки РФ.

Регулирование периодичности повышения квалификации находится в компетенции работодателя и устанавливается по мере производственной необходимости. При этом процедура должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Из этого правилах есть исключения. Так, для учителей, госслужащих, бухгалтеров, судей, оценщиков установлена периодичность повторного обучения — один раз в 36 месяцев, а для аудиторов — один раз в год.

Существуют профессии, где совершенствование компетенций выступает обязательным условием дальнейшего развития карьеры. К ним относятся педагоги, медицинские работники, бухгалтеры, специалисты в области фармацевтики и др.

Когда происходит выдача документа об обучении (свидетельства, сертификата, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки)?

По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

Соответственно, лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, документ об образовании не выдается (ч. 12 ст. 60). Вместо него выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Общий срок выдачи диплома – 10 дней после даты издания приказа об успешном прохождении обучения.

Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:

  • СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
  • бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
  • магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
  • аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.
Читайте также:  Порядок действий дольщиков при банкротстве застройщика

Советы по выбору второй профессии

С необходимостью освоить новую специальность люди сталкиваются по разным причинам. Одни профессии теряют актуальность, другие не приносят желаемого дохода, поэтому появляется потребность в смене сферы деятельности. Выбирать вторую специальность следует с учетом своих интересов, но в то же время нельзя забывать о востребованности профессии и перспективах трудоустройства.

Если человек всегда испытывал тягу к творческой работе, но был вынужден заниматься чем-то более приземленным и практичным, он может подобрать специальность, которая позволит ему проявлять креатив и при этом хорошо зарабатывать. Бывший бухгалтер имеет все шансы стать востребованным дизайнером интерьеров, а менеджер по продажам может освоить мастерство парикмахера-колориста.

Бывает, что ярко выраженной предрасположенности к тому или иному направлению деятельности нет. В этом случае стоит обратить внимание на профессии, которые не требуют от человека особых умений.

Кратко рекомендации по выбору новой специальности можно сформулировать так:

  • Освойте профессию, работа по которой будет доставлять вам удовольствие. Пусть она будет максимально близка к вашему хобби или складу характера. Любите готовить – пройдите переподготовку по кулинарии, всегда мечтали общаться с людьми – станьте работником службы расселения в отеле, и так далее.
  • Не чувствуете в себе тяги ни к одному из направлений деятельности – остановите выбор на нейтральной профессии, где от вас требуется только четкое следование установленным правилам. Продавец-кассир, менеджер, специалист по клинингу, водитель, работник предприятия по благоустройству города – есть масса занятий, подходящих для исполнительных и ответственных людей.

На рынке труда есть множество вакансий, которые не предполагают длительного обучения. Стать специалистом call-центра, менеджером по продажам, курьером, работником склада может любой желающий. Необходимые навыки можно получить на стажировке, а совершенствовать их вы будете во время работы.

Центры профессиональной переподготовки предлагают большое количество учебных программ, по завершении которых слушатели могут проявить себя в новой для них сфере деятельности. При выборе второй специальности важно совместить собственные интересы и желаемый уровень дохода, на который можно рассчитывать при трудоустройстве.

Какими законами регулируются курсы повышения квалификации и переподготовки

В России дополнительное профессиональное образование регулирует ФЗ “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29.12.2012. Организации предоставляющие образовательные услуги обязаны иметь соответствующую лицензию, чаще всего это университеты, институты, колледжи, учебные центры. Номер лицензии всегда можно проверить на сайте Рособрнадзора.

Образовательные программы должны соответствовать требованиям профессиональных и квалификационных стандартов, федеральным ГОСТам.

Востребованные профессии для повышения квалификации и переподготовки

15 самых востребованных специальностей на курсах дополнительного профессионального образования:

  • педагогика и дошкольное образование;
  • медицинские специальности;
  • фармацевтика;
  • бухгалтерский учет;
  • юриспруденция;
  • закупки и тендеры;
  • архитектура и дизайн;
  • туризм;
  • охрана труда;
  • промышленная и пожарная безопасность;
  • ГО и ЧС;
  • строительство;
  • кадастр и геодезия;
  • сметное дело;
  • энергетика.

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.

Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

Обучение проходит дистанционно.

  • Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
  • Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
  • Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.
Читайте также:  Штраф за нечитаемые номера в 2023 для ООО

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.

Длительность курса обучения зависит от нескольких факторов.

Во-первых, от того, какой тип получения дополнительного образования вы получаете: курс повышения квалификации или курс переподготовки.

Согласно 273-ФЗ «Об образовании» курсы повышения квалификации могут длиться от 16 академических часов (2 дня) до 249 часов (1,5 месяца). Курс профессиональной переподготовки – от 250 (1,5 месяца) до 1000 ак. часов (5-6 месяцев). Количество часов зависит от выбранной программы, от стажа работы по профессии, от требований профстандартов и ведомственных нормативных актов, от первоначального уровня образования самой специальности. Например, учитель русского языка освоит переподготовку на учителя истории быстрее, чем, допустим, врач, желающий стать учителем в школе. То есть для них количество часов в нагрузке будет отличаться.

Во-вторых, дистанционное обучение предполагает индивидуальный график обучения. Слушатель может выбирать темп обучения самостоятельно. Это очень удобно, так как учебные материалы доступны круглосуточно на учебном портале.

Режим и график обучения согласовывается с Институтом. Его можно менять: замедлить (например, в связи с отпуском или другими жизненными обстоятельствами) или ускорить. Максимально в день можно освоить 6-8 академических часов.

Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.

Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.

К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.

Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.

Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:

  • Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
  • Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.

Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.

Читайте также:  Повышение военной пенсии 2023 году в России

С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.

Куда направить сотрудника для повышения квалификации

Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:

  • Институты (региональные, отраслевые и так далее);
  • Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
  • Школы и центры повышения квалификации.

Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.

Но это требование не распространяется на:

  • Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
  • Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Нелюбимая профессия и переподготовка

В случае если вы ошиблись с выбором профессии, переподготовка поможет вам вернуть радость жизни! Для педагогов с хрупкими нервами, врачей с тонкой душевной организацией, бухгалтеров, которым надоели цифры и сидячая работа, она может подарить новые и эффективные возможности для успешной работы.

Выбирайте вторую профессию, только исходя из своих интересов и природных задатков. Если вы с детства любите математику, хорошо считаете, то выбирайте профессию в экономической сфере. В случае наличия эстетического мышления, художественного вкуса и коммуникабельности, вы без проблем сможете стать, например, сотрудником салона красоты (в любом направлении) парикмахером, художником-декоратором, дизайнером.

Помните, что лучший стимул к профессиональному усовершенствованию, карьерному росту, это самомотивация и любовь к своему делу.

Для чего нужна профессиональная переподготовка?

Многие люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, по разным причинам не хотят или не могут работать по своему профилю. Пройдя переподготовку, они получают все теоретические знания для новой сферы, частично закрепляют эти знания на практике и приступают к профессиональной деятельности через непродолжительное (по сравнению со сроком получения второго высшего образования) время.

В большинстве случаев профессиональная переподготовка обязательна, если у человека нет профильного образования для работы на желаемой должности. Например, для занятия должности «психолог» высшего образования по направлению «Педагогика» или «Социальная работа» будет недостаточно. Чтобы человек с таким образованием мог строить карьеру психолога, ему нужна переподготовка по программе «Психология».

Если знания и навыки сотрудника, долгое время находящегося на той или иной должности, стали неактуальными или устарели, ему тоже нужно доучиться или переучиться по утвержденной программе, чтобы продолжать трудовую деятельность.
Внутрипроизводственная текучка, связанная с поиском сотрудниками лучших условий работы в других компаниях, и стремление руководства к взаимозаменяемости работников также являются причинами для прохождения дополнительного образования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *