Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о ТСЖ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.
Ликвидация ТСЖ с долгами без банкротства
Товарищество собственников жилья до прекращения своей деятельности обязано расплатиться по всем долговым обязательствам. ТСЖ не является коммерческой организацией и не получает прибыли, но может распоряжаться имуществом – непосредственно жилым комплексом, на основе которого осуществляет свою деятельность.
Прежде чем начать процедуру ликвидации ТСЖ в 2022 году, суд определяет конкретные сроки, в течение которых правление товарищества может изменить принципы своей деятельности и закрыть судебный процесс за ненадобностью. Во время этого срока организация может расплатиться с кредиторами и свести к нулю все долговые обязательства. Если этого не происходит, ТСЖ признается неплатежеспособным и начинается процесс конфискации либо окончательной ликвидации товарищества.
Что нужно, чтобы создать ТСЖ?
Чтобы организовать ТСЖ в своём доме,нужно созвать общее собрание собственников жилья. На собрании принимается решение о выборе способа управления домом в форме ТСЖ. После того, как вы проведёте собрание, подсчитаете голоса и составите протокол, необходимо в течение 5 дней уведомить органы госжилнадзора (ГЖИ вашего региона) о создании ТСЖ.
Для регистрации ТСЖ в ФНС (федеральной налоговой службе) необходимо собрать пакет документов:
- Заявление о государственной регистрации ТСЖ с заверенной нотариусом подписью;
- Устав ТСЖ, который был утверждён на ОСС;
- Протокол ОСС. Вы можете подать подлинник или нотариально заверенную копию протокола;
- Квитанция об уплате госпошлины.
Во-первых, с 1 марта 2023 г. работы, выполненные в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, не будут оплачены регоператором до тех пор, пока акт приемки не будет подписан представителем органа местного самоуправления и лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений дома (когда такой ремонт проводился на основании решения общего собрания).
По действующим же правилам достаточно провести согласование акта с указанными лицами (их подписи не требуются). В срок до 1 марта региональные власти должны утвердить порядок и сроки подписания акта приемки работ по капремонту (Закон от 16 апреля 2022 г. № 100-ФЗ).
Во-вторых, также с марта 2023 года перечень работ и услуг, которые относятся к капитальному ремонту и оплачиваются за счет взносов на него, будет определять каждый регион самостоятельно, с учетом общего федерального перечня, предусмотренного ст. 166 ЖК РФ.
А при предоставлении гражданину компенсации его расходов на оплату взносов на капремонт запрещается требовать от него правоподтверждающие документы: решение должно приниматься на основе информации, полученной в рамках межведомственного взаимодействия (Закон от 7 октября 2022 г. № 378-ФЗ).
В-третьих, при том, что рост тарифов на оплату ЖКУ заморожен на весь 2023 год, взносов на капремонт это не коснется: они не входят в перечень коммунальных услуг — а значит, действие предельных индексов на них не распространяется.
Во многих регионах уже объявили о предстоящем повышении взносов на капремонт, и темпы роста весьма впечатляют. Например, в Нижегородской области капремонт подорожает на 17%, в Свердловской области — на 41%.
Почему ТСЖ необходим учет
Товарищество собственников жилья с точки зрения права является юридическим лицом. Как в любой организации, в некоммерческом объединении деятельность подразумевает финансовую динамику, а значит, подлежит строгому бухгалтерскому и налоговому учету.
Создание и функционирование ТСЖ регламентировано соответствующими законодательными актами, такими как:
- ст. 135, 136, 148 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12. 2011 года «О бухгалтерском учете»;
- Положение по бухгалтерскому учету № 106н «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ 06.10. 2008 года – в тех частях, которые не противоречат вышеуказанному Федеральному закону;
- Приказ Минфина РФ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07. 2010 года;
- внутренняя учетная политика организации.
На основании этих нормативных документов ТСЖ должно вести бухгалтерский учет и подвергаться налогообложению.
Бухучет в ТСЖ призван решать такие задачи:
- контроль над поступлениями денежных средств;
- отражение финансов на правильных бухгалтерских счетах;
- формирование фондов и распределение полученных средств.
Поскольку ТСЖ с точки зрения законодательства является юридическим лицом, оно должно иметь свой управляющий орган, а значит, иметь в своем штате лиц, выполняющих обязанности бухгалтера: вести учет и своевременно предоставлять данные налоговикам, в Пенсионный фонд, в органы статистики.
- Высокие затраты на капитальный ремонт. Как правило, дома, срок эксплуатации которых превышает 30 лет, требуют значительных вложений. До тех пор пока дом находится под управлением управляющей компании (далее УК)? собственники жилья в нем несут лишь затраты, указанные в квитанции. Cумма слишком мала, поэтому потребуется несколько лет, чтобы капитально отремонтировать здание. Надеется на государственные субсидии тоже не стоит, так как наше Правительство не особо вникает в проблемы жилищного фонда. Таким образом, плюсы и минусы ТСЖ в старом доме, определяются контингентом жильцов и их платежеспособностью. Эксперты полагают, что образование товарищества в жоме старого фонда — это непосильная ноша.
- Трудности регистрации товарищества. Для подачи заявки на регистрацию ТСЖ необходимо предоставить Протокол собрания и волеизлияния жильцов дома. Легитимность выборов зависит от явки собственников или арендатор. Считается, что они законны, если количество присутствующих превысило 50%. Для проведения выборов в обязательном порядке собирается инициативная группа.
- Высокие затраты на эксплуатацию здания. Стоит отметить, что члены товарищества платят коммунальные платежи практически в таком объеме, как и жильцы других домов. Все, что касается благоустройства жилого дома, принимается на Общем собрании. Вот здесь и больше всего разногласий.
- Законодательные барьеры. К сожалению, члены ТСЖ могут столкнуться с трудностями при взаимодействии с органами власти. Срок обращения в суд для взыскания задолженности с неплательщика такой же, как и для других юридических лиц. Все это все коммунальные платежи товарищество обязано покрывать из резервных средств.
- Проблемы возникают и с льготниками, которым государство предоставляет бонусы при уплате коммунальных платежей. По сути, разницу между начисленными и уплаченными ими платежами обязано возмещать товарищество, а государство должно ему их возвратить. На практике такой процесс не всегда работает.
- Отсутствие профессионализма. Далеко не всегда в доме проживают грамотные люди, которые умеют вести жилищное хозяйство. Нередко бразды управления оказываются у лиц, не имеющих представление о схемах получения доходов и т.д. В таком случае наступает «кадровый голод». Возможно привлечение специалистов со стороны, но такие услуги станут лишь дополнительной статьей расходов некоммерческой организации.
Кто еще имеет доступ к персональным данным в ЕГРН
Доступ к сведениям о Ф. И. О. имеют и будут иметь лица, указанные в части 13 статьи 62 закона о регистрации недвижимости. Список вполне логичный, но там нет управляющих организаций:
- сами правообладатели или их законные представители;
- лица, имеющим доверенность (с 01.03.2023 – нотариально удостоверенную) от правообладателя или его законного представителя;
- залогодержатель в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге, или права на которые предоставлены ему в залог;
- руководители федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их заместители – если сведения необходимы для осуществления полномочий, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг;
- руководители МФЦ и их заместители – для предоставления государственных или муниципальных услуг;
- суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, имеющие в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;
- органы прокуратуры РФ – для надзора за исполнением законодательства РФ;
- органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность;
- лица, имеющие право на наследование недвижимого имущества правообладателя;
- арбитражный управляющий, лица по доверенности от арбитражного управляющего, внешний управляющий, конкурсный управляющий в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости должника, лица, в составе органов управления должника, контролирующие должника лица, временная администрация финансовой организации в отношении объектов недвижимости должника, если сведения нужны для осуществления полномочий в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
- Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ, председатели контрольно-счетных органов субъектов РФ, их заместители – для обеспечения деятельности этих органов;
- должностные лица, перечень которых определяется указом Президента РФ, – для исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции;
- генеральный директор единого института развития в жилищной сфере, его заместители – при осуществлении институтом своих задач;
- руководители государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, Председатель Центрального банка РФ, их заместители– если сведения необходимы для осуществления полномочий органов, фондов;
- руководитель госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» и его заместители – если сведения необходимы для осуществления полномочий корпорации;
- генеральный директор ППК «Фонд развития территорий», его заместители – при осуществлении полномочий ППК в отношении объектов недвижимости, являющихся предметом договоров участия в долевом строительстве, или объектов, непосредственно связанных с такими объектами;
- генеральный директор (его заместители) Госкорпораций «Росатом», «Роскосмос», если сведения необходимы для оказания государственных услуг этими корпорациями.
Оценить эффективность создания ТСЖ можно на основании отзывов людей, в чьих домах используется данная форма управления:
Анастасия, г. Новокузнецк:
Я хотела бы выразить сотрудникам ТСЖ «Новобайдавец» огромную благодарность за внимание к жильцам и оперативное реагирование на все вопросы и возникающие проблемы.
Игорь, г. Тверь:
В нашем доме создано ТСЖ «Дом №70». В принципе, большинство жильцов работой довольны, коммунальные услуги предоставляются качественно, ремонт проводится вовремя. Единственный минус — немного завышенные платежи, поскольку некоторые жильцы взносы не платят.
Ольга, г. Новосибирск:
После услуг ЖЭУ наш ТСЖ «Родники» кажется просто идеальным вариантом. Постоянно вывозится мусор, в подъездах чисто, очередей нет. Работники ТСЖ очень вежливые.
Таким образом, очевидно, что при условии предварительного анализа всех факторов взвешенный выбор ТСЖ может быть хорошим способом управления домом. Однако для этого самим жильцам нужно быть готовыми к тому, что им придется принимать непосредственное участие в его деятельности, иначе такой вариант не принесет никакого результата.
Проводки при проведении платежей за коммунальные услуги
Суммы в счет оплаты «коммуналки», полученные ТСЖ от жильцов за услуги, оказанные сторонними организациями, на УСН налогооблагаемый доход не образуют, если затем товарищество перечисляет эти суммы поставщикам — ресурсоснабжающим организациям, операторам по обращению с ТКО (пп. 4 п. 1.1 ст. 346. 15 НК РФ, письмо Минфина № 03-11-06/2/40525 от 14.06.2018).
Если при этом товарищество выступает в роли посредника между ресурсоснабжающими компаниями и собственниками жилья (получателями коммунальных услуг), получая за это вознаграждение, такое вознаграждение признается облагаемым доходом ТСЖ. Как в этом случае ведется бухучет ТСЖ на «упрощенке» – проводки:
- Дт 76 Кт 60 – произведены начисления платы по коммунальным услугам, которые потребители — собственники жилья должны оплатить;
- Дт 76 Кт 90 – сумма вознаграждения ТСЖ за посредничество между поставщиками ресурсов и потребителями;
- Дт 50 (или 51 при безналичном расчете) Кт 76 — приняты денежные средства от собственников квартир в счет оплаты коммунальных услуг и агентского вознаграждения ТСЖ;
- Дт 60 Кт 51 – погашена задолженность между ТСЖ и поставщиками ресурсов.
Оплата коммунальных услуг, которые товарищество оказывает собственникам самостоятельно, полностью включается в облагаемые доходы ТСЖ:
- Дт 62, 76 Кт 90.1 – начислена плата за коммунальные услуги, оказанные товариществом;
- Дт 50, 51 Кт 62 – поступила оплата коммунальных услуг от собственников.
Плюсы и минусы УСН (упрощённой системы налогообложения)
Жилищная организация вправе выбрать систему налогообложения при создании или в процессе деятельности каждый календарный год. Упрощённая система подсчёта предполагает вычисление размера налогового платежа по ставке 6% от всех доходов организации или по ставке 15% от доходов, уменьшенных на сумму расходов.
Важно! Для жилищных товариществ, желающих перейти на упрощённую систему уплаты налогов, возможен переход только на тот вариант системы, при котором из доходов вычитаются расходы, а налоговая ставка равна 15 процентам (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
Среди основных плюсов упрощённой системы для ТСЖ можно выделить:
- Освобождение от уплаты НДС.
- Возможность уменьшать налоговую базу при вступлении в товарищество новых жителей дома.
- Возможность освобождать от уплаты налогов прибыль жилтоварищества, возникшую вследствие хозяйственной деятельности.
- Возможность максимального уменьшения величины уплачиваемых налогов путём нивелирования разницы доход-расход.
Уменьшать разницу между доходной и расходной частью можно вне зависимости от величины чистой доходной части, что является существенным преимуществом для крупных жилищных структур.
К минусам упрощённой системы применительно к жилтовариществам можно отнести:
- Необходимость дополнительных бухгалтерских операций для корректного сведения счетов.
- Рост налоговой базы при возрастании задолженности организации.
После создания организации собственники самостоятельно определяют круг обязанностей ТСЖ согласно ст.137 Жилищного кодекса:
- Подписание договоров с обслуживающими организациями и поставщиками коммунальных ресурсов для обеспечения комфортной и безопасной жизни жильцов.
- Проведение ряда работ с привлечением наемных работников и организаций для уборки и вывоза мусора.
- Составление смет и контроля расходов на проведение ремонтных работ с привлечением компаний-подрядчиков.
- Формирование финансового резерва для успешного ведения деятельности.
- Оплата счетов сервисных служб, выполняющих поручения ТСЖ в интересах собственников дома.
- Привлечение заемных средств в рамках предусмотренного законом порядка.
- Распоряжение общедомовым имуществом от имени и в интересах жильцов (аренда, передача в собственность другим владельцам, заключение договоров мены), иные юридически значимые действия с недвижимостью, входящей в состав общедомового имущества).
- Финансовый контроль и расчеты квитанций по квартплате.
- Принятие средств по квитанциях в счет оплаты коммунальных услуг.
- Работа с должниками, просрочившими ежемесячные платежи, в пределах разрешенных законодательством мероприятий.
- Обязанности председателя ТСЖ и его права
Каждый участник вправе ознакомиться с полным перечнем дел, которые обязаны организовать члены правления ТСЖ и председатель организации. При желании, участники вправе ставить на голосование предложения по усовершенствованию обслуживания, благоустройству территории и оптимизации расходов товарищества.
СНТ в 2020 году: устав, новый закон
Инновации коснулись также аспектов управления товариществом – теперь председателей, членов правления и ревизионную комиссию нужно выбирать на срок, равный 5 годам (до этого переизбрание проводилось раз в 2 года). При этом закон гласит, что управлять объединением должно не меньше 3 человек и не более 5% членов товарищества. Любой протокол, принятый на собрании, должен быть подписан всеми участниками, а для рассылки уведомлений о сборах следует использовать не только традиционные, но и электронные средства связи.
- Разрабатывается проект, в котором должны быть соблюдены требования Федерального закона.
- Документ проходит обсуждение в рамках заседания членов Правления. Если он не вызывает споров, то его выносят на обсуждение и утверждение во время собрания членов товарищества.
- Полный текст Устава должен быть предоставлен для ознакомления всем участникам, ведущим деятельность на участках, принадлежащих СНТ, хотя бы за 14 дней до собрания.
- Созываются все участники товарищества.
- Оформляется протокол с результатами собрания, в котором указывается, что Устав принят согласно процедуре.
- Формируется пакет документов, который будет передан в органы ФНС. Он состоит из заявления о государственной регистрации проведенных в учредительной документации изменений, протокола собрания с решением внести и утвердить изменения в Уставе, двух экземпляров нового Устава, а также квитанции, свидетельствующей об оплате госпошлины. Весь пакет проходит заверение у нотариуса, а затем передается в налоговый орган по месту регистрации товарищества.
Количество членов ТСЖ, создавших товарищество, должно быть больше половины голосов от всех голосов жильцов, имеющих в собственности помещения в доме.
Устав некоммерческого объединения собственников жилья утверждается на собрании жильцов — членов ТСЖ.
По закону о товариществах собственников жилья объединение жильцов в ТСЖ, после его регистрации становится юридическим лицом, имеющим наименование, печать, счета в банках и другие реквизиты.
Протокол о создании ТСЖ подписывают все собственники помещений, которые голосовали за создание товарищества.
Регистрация ТСЖ, как юридического лица, проходит согласно закона, регламентирующего регистрацию юридических лиц.
При проведении регистрации предъявляются следующие документы:
- протокол собрания жильцов дома, на котором было вынесено решение о необходимости создания ТСЖ, утвержден устав,
- устав ТСЖ,
- данные о лицах, которые проголосовали за создание ТСЖ, принадлежащих им долях в общедомовом имуществе многоквартирного дома.
В каких домах можно создать товарищество
Ст. 136 ЖК РФ гласит, что собственники помещений в одном многоквартирном доме имеют право создать лишь одно ТСЖ.
Могут создавать общее ТСЖ и собственники из нескольких многоквартирных домов, чьи земельные участки, сети инженерно-технического обеспечения и прочие элементы инфраструктуры граничат между собой.
Допускается создание ТСЖ собственниками нескольких близко расположенных зданий, например, домов на одного хозяина, дачных домиков с приусадебными участками и без них, если их земельные участки граничат или располагаются на общей территории и имеют общие элементы инфраструктуры.
Два ТСЖ и более могут создавать объединение с целью совместного управления имуществом.
Возможно создание ТСЖ еще на этапе строительства дома, что подтверждается ст. 139 ЖК РФ. Примечательно, что собственники помещений в доме под управлением ТСЖ сами решают вступать им в товарищество или нет.
Права и обязанности управляющей организации
Как и в любых отношениях, в случае с управлением домом определяются свои права и обязанности. Смысл в том, что товарищество существует по определённым правилам, оно не может произвольно под конкретной организационно-правовой формой осуществлять любую деятельности. Товарищество всегда является организаций без коммерческой цели, а значит, прибыль не является смыслом её деятельности. Именно поэтому для товарищества собственников были определены перечни прав и обязанностей.
Товарищество всегда должно иметь председательствующего, который в первую очередь будет отвечать за работу ТСЖ. Соответственно, права и обязанности товарищества также будут распространяться и на него.
Жилищный кодекс в первую очередь говорит о правах товарищества, которые будут таковыми и для его членов:
- возможность заключения соглашений на обеспечение дома необходимыми ресурсами и оказание иного рода коммунальных услуг;
- возможность контролировать расходы и доход на год, формировать сметы;
- возможность определения счетов, которые должны оплачивать собственники, на основании ранее принятой сметы;
- возможность осуществлять работы для владельцев квартир;
- возможность распоряжаться кредитными средствами, которые были выделены со стороны банка;
- возможность распоряжаться имуществом, принадлежащим дому, сдавать помещения и осуществлять иные подобные действия, если они не затрагивают интересы владельцев квартир.
Перечень исчерпывающий. Однако председательствующему и товариществу в целом могут быть предложены и другие возможности, реализация которых повлечёт пользу порядку управления.
Наряду с правами, Жилищный кодекс также определяет и перечень обязанностей, исполнение которых должно осуществляться всегда и каждым членом товарищества:
- необходимо исполнять все предписания закона, осуществлять управление домом согласно положениям устава и нормативных актов;
- необходимо соблюдать условия любого из заключённых товариществом договоров;
- необходимо обеспечивать надлежащее состояние дома, в особенности техническое и санитарное обслуживание;
- необходимо влиять на собственников с целью обеспечить выполнение с их стороны обязанностей, как членов товарищества;
- необходимо соблюдать все интересы собственников, а также обеспечивать их, в том числе путём защиты при вмешательстве третьих лиц;
- необходимо вести учёт всех лиц, входящих в товарищество, и каждый год направлять информацию о них в орган власти конкретного субъекта России;
- необходимо сообщать в реестр обо всех изменениях, которые претерпевает товарищество, в том числе в тексте учредительного документа.
Согласно статье закона он всё же представляет собой исчерпывающий вариант списка обязанностей. При этом устав юридического лица может позволить внесение дополнительных оговорок как в части обязанности, так и в части прав организации и её участников.
Законное и незаконное
Законное ТСЖ избирается на общем собрании собственников жилья с помощью голосования. При этом проголосовать за создание товарищества должны более половины всех собственников, проживающих в данном доме.
Все решения и утверждённый собранием Устав фиксируются в протоколе общего собрания. После этого ТСЖ проходит регистрацию в качестве юридического лица на основе Устава и протокола общего собрания.
При нарушении этих условий (общее собрание не проводилось, протоколы и подписи фальшивые) ТСЖ считается незаконным.
Если обнаружены данные нарушения, а жильцы не слышали ничего о ТСЖ, следует обратиться с заявлением о незаконной деятельности юрлица в прокуратуру.
Незаконные ТСЖ обычно создаются, если появляется возможность получить дотации от государства, прибыли от денежных сборов с жильцов или аренды общедомовой собственности.
В одном доме может быть только одно ТСЖ, собственники соседних домов могут создавать одно товарищество на несколько домов. По закону возможно объединение двух и более товариществ для совместного управления имуществом.