Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда поступать: что лучше — специалист или бакалавр». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.
Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.
Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.
Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.
Что такое специалитет
До 2011 года специалитет был первой и единственной ступенью в структуре высшего образования. Специалитет отличается от бакалавриата длительностью и глубиной подготовки. То есть учиться дольше, а предметов и информации, которую нужно выучить, больше.
Нельзя однозначно сказать, что специалитет лучше или хуже двухуровневой системы образования. По сути специалитет — это ускоренный вариант обучение на бакалавриате и магистратуре.
Учиться нужно 5 лет при этом сразу по конкретной специальности.
Поступить на специалитет также можно после 11-го класса или СПО по результатам школьных ЕГЭ или экзаменов в вузе.
Пока у абитуриентов, которые поступают на специалитет, не такой большой выбор направлений подготовки. Возможно, с отменой Болонской системы это изменится, и роль специалитета расширят.
Выпускники специалитета получают диплом. Как и бакалавры они могут начать строить карьеру или продолжить обучения и поступить в аспирантуру.
При желании дипломированные специалисты могут поступить и в магистратуру, но только на платное.
Подробнее о магистратуре
Магистратура — это вторая ступень высшего образования в Болонской системе, которая занимает 2 года. Сюда отправляются только в том случае, если полностью определились с профессией. Необязательно оставаться в прежнем вузе или продолжать обучение без перерыва: вы можете поступить в магистратуру в любой университет или институт страны и мира тогда, когда будете готовы.
Нужно запомнить два важных нюанса:
- в магистратуре вы учитесь самостоятельно. Если в бакалавриате вас все еще «ведут» преподаватели, давая знания, литературу, рекомендации, проверяя, хорошо ли вы усвоили материал, то будущие магистры должны проводить исследования и изучать все необходимое сами. Но вас все равно будут оценивать;
- цель вашего обучения — написание диссертации. Магистерская диссертация — это полноценный научный и исследовательский труд, к которому вы приступаете с самого первого дня обучения. Уже в первые дни вы должны определиться с темой и доказать, что она заслуживает внимания. Степень магистра вы получите только в том случае, если успешно защитите диссертацию.
Особенности магистратуры
Есть ли существенные отличия между специалитетом и магистратурой? Магистратура признается вторым уровнем подготовки специалистов. В себе она совмещает как научно-исследовательскую, так и теоретическую базу. Магистратура имеет следующие отличия:
- Процесс обучения длится от двух лет;
- Оканчивается обучение защитой диссертации магистра;
- Степень котируется в Российской Федерации, СНГ, ряде стран Европы, США.
Обычно степень магистра требуется для того, чтобы получить высокую должность либо продвинуться вверх по карьерной лестнице.
Подготовка кадров высшей квалификации
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.
Чем отличается бакалавр от специалиста?
У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.
Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?
За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.
Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.
Магистратура после бакалавриата
На магистра придется учиться не менее 6 лет – 4 в бакалавриате плюс еще 2 – в магистратуре. Чтобы определиться, стоит ли продолжать обучение или трудоустраиваться по профилю, достаточно сравнить условия работы и заработную плату.
Если студент поставил перед собой цель стать преподавателем вуза или сотрудником НИИ, ученая степень отразится не только на его карьере, но и на заработной плате в виде надбавок и премий.
Журналистам, специалистам банка, экономистам, бухгалтерам, инженерам, программистам чаще всего доплачивают за стаж и опыт, а не за ученую степень. Диплом магистра никак не отразится на их зарплате и вряд ли сыграет существенную роль при продвижении по служебной лестнице.
Магистратура есть не в каждом вузе. Если в институте, где обучался студент, нет возможности обучения на второй ступени, можно написать заявление в другое высшее учебное заведение, включая иностранные. Необходимо уточнить, есть ли разница в программах, так как возможно, придется досдать отдельные дисциплины для устранения имеющегося несоответствия.
Каждый решает индивидуально, какое образование следует получать. Исходить нужно из личных планов на будущее, желания учиться, перспектив развития в выбранной профессии.
Разница между бакалавриатом и магистратурой
До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.
Сейчас в РФ действует принципиально иная система получения высшего образования – теперь она двухуровневая, как на Западе. Её принципы закреплены в Болонской декларации, принятой 1999 году большинством стран Европы и всей Северной Америки. Структура западной системы:
Какая между ними разница?
В чем разница между специалистом и бакалавром?
Специалист и бакалавр — это квалификация, которую получит выпускник после вуза. При этом, диплом специалиста — это полноценное законченное высшее образование, в то время как бакалавриат — законченное высшее первой ступени, продолжить образование можно на второй ступени — в магистратуре. Из-за этого обучение по европейской системе, в бакалавриате, обычно длится 4 года, в то время как учеба в специалитете занимает от 5 лет.
Бакалавриат | Специалитет |
от 4 лет | от 5 лет |
действителен во всем мире, признающем Болонскую систему | действителен в России |
бюджетное место в магистратуре (по конкурсу) | платное место в магистратуре (как второе высшее) |
программы двойного диплома с зарубежными вузами | программы двойного диплома только с российскими вузами |
поступление в аспирантуру только после магистратуры | поступление в аспирантуру по диплому специалиста |
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.
Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.
В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.
Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.
Чем отличается бакалавриат, магистратура и аспирантура
Любое высшее образование имеет множество нюансов и преимуществ, сначала рассмотрим их различия в таблице представленной ниже:
Образование | Срок обучения | Поступление | Выпускная работа | Дальнейшее обучение |
Бакалавриат | Не менее 4-х лет | После 10 или 11 класса, при сдаче ГИА и ЕГЭ | Выпускная дипломная работа по образовательной системе вуза | В магистратуре |
Магистратура | 2 года | После окончания специалитета или бакалавра | Магистерская диссертационная работа | В аспирантуре |
Аспирантура | От 3 до 5 лет | После окончания магистратуры или специалитета | Кандидатская диссертация | Докторантура (получение докторской степени) |
Преимущества и недостатки специалитета
Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.
Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.
Ненастоящие причины получать высшее образование
Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.
Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:
- «Чтобы не быть дворником»
Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.
- Потому что родители настояли (и оплатили)
С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.
- Все сверстники поступают
Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.
Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.
Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.
Чем должны быть бакалавриат, магистратура и аспирантура?
В Средние века бакалаврами становились те, кто освоил тривиум: логику, грамматику и риторику. Тривиум остается базой, пусть и в одежде современных «мягких навыков»: критического мышления, письма и коммуникации. Бакалавриат должен обеспечивать широкое фундаментальное образование, не менее системное, чем советские программы, но включающее разные дисциплинарные и междисциплинарные блоки.
Выпускник должен знать, как быстро освоить любую новую область знания — как раз за счет способности использовать разные типы мышления: от исторического до математического. Он также должен уметь формировать личную позицию по общественно значимым вопросам. Базовые форматы для бакалавриата: семинары и академическое эссе, где нужно выражать свою точку зрения, и групповая работа, где нужно находить общий язык с другими студентами.
При этом ключевой для экономического развития уровень — не бакалавриат, а магистратура. Магистратура — основной способ взаимодействия университета и реального сектора экономики. Несмотря на то, что первые выпуски магистров состоялись в 1994 году, в России магистратура до сих пор — ничья земля. Каждый университет и даже каждая программа интерпретируют ее по-своему.
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.
Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.
В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.
Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.
В чем разница между степенью магистра и дипломом специалиста по образованию? / Работа
Автор Chron Contributor Обновлено 8 марта 2021 г.
Навигация в море названий степеней может быть немного сложной. По мере того, как рабочие места становятся более специализированными, этому примеру следуют ученые степени, и повсюду появляются новые названия ученых степеней. Одна из них, степень специалиста по образованию, получает все большее распространение в США в сфере образования.
Напротив, окончательная степень магистра гуманитарных наук (MA) хорошо известна во всем мире и может быть получена на различных гуманитарных или гуманитарных специальностях, поясняет Keystone Academic Solutions.Также популярна степень магистра наук (MSc), которую предпочитают магистры, которые ценят достоверные научные данные и планируют продолжить обучение в докторантуре. Выпускники упорно трудятся, чтобы получить эти степени.